Маленькая Вечность
Что таится в нас, неведомое нам самим? Чем таким наделил нас Всевышний, что позволяет нам сострадать и сопереживать чужой беде, чужому горю и осознавать, что чужой беды не бывает? Сердцем, разумом, душой… Не эти ли составляющие, три основы, «три кита», на которых и держится мир, а следовательно – и мы, населяющие этот мир, люди. Не эти ли составляющие присущи произведениям Константина Паустовского? О чём, о ком бы ни писал он – в каждое слово, в каждую строку вложено тепло сердца, острота разума, глубина души.
Неожиданно осознала, что задавшись целью, написать о программе по творчеству Константина Паустовского « Ручьи, где плещется форель», пишу о самом Паустовском. И, исправляя приятную эту оплошность, начну с того, что
программе этой исполнилось двадцать пять лет. Режиссёром программы была Зинаида
Григорьевна Дьяконова, актриса, педагог, режиссер, заслуженный работник
культуры Украины. Я не случайно сделала ещё одно отступление, ведь читала рассказы Паустовского мастер художественного слова, лауреат муниципальных литературных премий К.Паустовского и И. Рядченко – Елена Куклова – ученица Зинаиды Григорьевны Дьяконовой. Составителем программы был Роман Бродавко, заслуженный работник культуры Украины, вступительное слово которого и посвятило зрителей камерного зала одесской областной филармонии в историю этой уникальной программы, прошедшей при полном аншлаге. Что само по себе и неудивительно – программа выстроена так, что зритель, вовлечённый в эпизоды из жизни литературных героев Паустовского актёрским мастерством исполнителей, волей-неволей оказывается в самой «гуще» этих эпизодов, представляя себя там, в тех местах, где они происходили, если не участником, то отнюдь не равнодушным созерцателем. Необходимо отметить, что продолжил работу над программой ещё один ученик Зинаиды Григорьевны Дьяконовой – режиссёр, лауреат муниципальной премии «Твои имена, Одесса», Сергей Сеславинский. Три рассказа, три незамысловатых, обыденных, на первый взгляд, сюжета. Но с какой глубиной, с какой точностью выписаны эти сюжеты, и с какой изумительной тонкостью актриса – чтица, раскрывает перед зрителем эти образы и внутренний мир каждого из них. Она и сама, преображаясь, предстаёт нежной Татьяной Петровной, чуткой и трогательной ( рассказ «Снег»), а концертмейстер, дипломант международного конкурса Елена Чёботова, посредством чарующих звуков, слетающих под её руками с клавиш рояля, завершает волшебство перемещения зрителя в маленький заснеженный городок… А вот легкомысленная и в одночасье осиротевшая и повзрослевшая Настя – героиня рассказа «Телеграмма». Сколько материнских сердец сжималось от страдания, слушая или читая эту печальную историю. Сколько дочерних слёз пролито над ней… Но словно луч солнца из-за туч является перед зрителем блистательная Мария Черни, чей образ воссоздан голосом Елены и дивным сопрано лауреата международных конкурсов Алёны Куруоглы, её элегантной, утончённой манерой исполнения… Я никогда не видела, как плещется форель в ручьях, но в этот момент легко представила себе это чудо. Так плескалась переполнявшая меня радость, от соприкосновения с мастерством исполнителей, с ожившими героями Паустовского… В начале ревью я упомянула о том, что программе этой исполнилось двадцать пять лет. А сколько лет рассказам Паустовского? Когда жили, любили, страдали и умирали его герои? Всегда. Это могло случиться вчера, позавчера, пятьдесят или сто лет назад… Это могло случиться, а может быть, случалось с вами, с вашими добрыми знакомыми… Созданное настоящим писателем – вне времени. И невозможно определить, какой век за окнами, когда выходит на сцену актриса, и голос её оживляет человеческие судьбы, такие обыденные и ничем не примечательные, на первый взгляд. И сколько времени проходит, пока звучит Слово? Маленькая Вечность… В конце программы, когда утих шквал аплодисментов, глава Княжеского Дома Горчаковых Андрей Горчаков вручил Елене Кукловой Благодарственную грамоту от Княжеского Дома Горчаковых в связи со 120-летием со дня рождения писателя и за многолетнюю популяризацию творчества К.Г.Паустовского. С приветствием и благодарностью выступил директор одесского музея К.Г. Паустовского Виктор Иванович Глушаков. Не могу не написать об одном удивительном совпадении: так уж получилось, что все исполнители, задействованные в программе к 120-летию со дня рождения К.Г.Паустовского, являются обладательницами замечательного женского имени – Елена, что в переводе с греческого означает « избранная, светлая, сияющая». Что ж, мне остаётся только поблагодарить гармоничный тройственный союз «Прекрасных Елен», каждая из которых полностью соответствует значению этого древнего имени, и пожелать им дальнейшего сияния вне времени. Людмила Шарга (ЮРСП) Фотографии: Мария Соколова | |
| |
Просмотров: 921 | |
Всего комментариев: 0 | |