Сестра по вдохновению
![]() Елене Кукловой Сестра по вдохновению Она читает Цветаеву... Не играя, не эпатируя жестами, мимикой, театральными приёмами. Она читает так, как если бы сама Марина читала... Если бы Она – Цветаева, поправляла рукой непослушную норовистую прядь, и серебряные браслеты тонко-тонко звенели на смуглом сухощавом запястье... Голос может быть отполированным до глянца, до лоска, и слова-бусинки будут катиться, скользить, но, душа не отзовётся ни на одно из этих бусинок-слов – им суждено скатиться и рассыпаться в пыль.Забвение - их удел... Голос может околдовать, опутать, увлечь в тенета мягким, бархатным тембром, но сердце останется ленивым и спокойным. Но если голос впадает в стихи, то они обретают крылья, которые вознесут и душу и сердце зрителя к небесам... Елена читает Цветаеву. Её движения уверенны, спокойны и отточены, - в них нет заученности, затёртости, да и в самой Елене ничего наигранного, фальшивого. Она владеет высшей степенью актёрского мастерства: про-жи-ва-ет образ, понимаете? Не играет, а проживает... И сердолик, найденный юной Мариной на волшебном берегу Коктебеля становится, вдруг, различим и ощутим для меня... И то, как с тонких перстов её скатывается серебро... И Огнь-Синь переливается в крови, и вот уже кажется мне, что Голос Марины звучит в зале... Познакомившись ближе с Еленой Кукловой - актрисой, Мастером Слова, я получаю неожиданное, а может быть, ожидаемое втайне, в глубине души, подтверждение своим ощущениям: Анастасия Ивановна Цветаева, услышав впервые, как Она читает, была удивлена: « Откуда у Вас мои интонации?» А Марина и Анастасия обладали удивительной, «сиамской» схожестью голосов. С той поры между Анастасией Ивановной и супружеской четой Кукловых Еленой и Борисом завязываются тесные, дружеские отношения. Семь цветаевских программ, - семь! Это почти девять часов чистого времени, чистого в самом прямом смысле. Многие, очень многие приходили на программы Елены, не зная( и такое возможно!) и не понимая Цветаеву. А после программы, благодарные, подходили и говорили: «Вы открыли для нас Цветаеву, - мы и не знали, что она ТАКАЯ...» А какая Она, Цветаева? Однажды мне пришлось услышать: «Не выношу Цветаеву. Она депрессивный поэт, а людям необходим позитив…» Еще мне приходилось слышать, что Цветаева груба, вульгарна... А когда я начинала: «Вы столь забывчивы – сколь незабвенны...», либо « …Спасибо вам и сердцем и рукой…», встречала недоумение, как правило: а разве это Цветаева? Какое-то искажённое представление о русском Поэте, который не депрессивен – нет! Русский поэт трагичен и пронзительно нежен в своей трагичности, уязвим и раним, ибо обескожен... А настоящая Поэзия – трагична, кто бы что мне ни говорил. Светла, возвышенна и... трагична. И если к рампе выйдет человек равнодушный к судьбе Поэта, - зритель уйдёт с холодком в сердце, с непониманием и недоумением. И уязвимость, нервность, порывистость, высокий накал цветаевской строки покажутся зрителю депрессивными. Что же... Каждому своё. И на этом можно остановиться, наверное. Но ведь приходят-то «на Цветаеву» люди не случайные. Кто-то хочет ещё раз услышать любимые строчки. Кто-то давно хотел, да всё никак не получалось: то времени нет, то денег, то здоровье не позволяет... Вот поэтому крайне важно, чтобы к рампе, «на передний край», к зрителю выходил настоящий артист. Мастер. И тогда зритель уйдёт согревшийся, одухотворённый, очистившийся. И, придя домой, откроет томик стихов поэта, который раньше пылился на книжной полке, и ощутит, вдруг, накал строки; лёгкой тенью всколыхнётся зелень погибельных глаз, и увидит зритель, как соскальзывают серебряные перстни с тонких пальцев, и нежный звон их разбередит душу. Она Тоже Была – поймёт он... и...заплачет. Хотя, нет. Вероятно, заплачет он ещё раньше, там, по ту сторону рампы, где темнота в зрительном зале позволяет плакать. Ведь, слушая Елену Куклову, душа очищается, а когда душа очищается – люди плачут. P.S. На снимке Анастасия Ивановна Цветаева и Елена Яковлевна Куклова. Снимок из домашнего архива Е.Я.Кукловой. | |
| |
Просмотров: 601 | |
Всего комментариев: 0 | |