ПРИКОСНОВЕНИЕ ВРЕМЕНИ Прикосновение Настоящего ( категория и временная и качественная) оставляет неизгладимый след в наших сердцах. Как правило, проявляется он не сразу, только лишь по истечении Времени, которое, как известно, относительно. В горстке яблоневых зёрнышек-минуток может уместиться невероятное количество судеб, но все эти зёрнышки заключены в единое целое – в яблоко. Время измеряется течением вод. «Сколько воды утекло с тех пор» говорим мы, не вникая в изначальный смысл сказанного. И уж никак не случайно то, что люди долго отмеряли срок всего сущего клепсидрой. Время то хлещет ливнями, то замедляет свой ход, а то и вовсе перестаёт идти – замирает… Случалось ли с вами озарение, осознание того, что дожди – явление не природное и отнюдь не случайное? Но, всё по порядку… 4 мая 2010 года в Золотом Зале Одесского Литературного музея состоялся творческий вечер Веры Зубаревой – поэта, прозаика, литературоведа, кинодраматурга… одесситки ( стоит ли напоминать о том, что бывших одесситов не бывает?), живущей ныне в США и преподающей в Пенсильванском университете. Вся программа вечера условно разделилась на три части, и «золотой серединой», несомненно, стал показ документального фильма-повести «Лоцман на трубе» снятого по сценарию Веры Зубаревой и посвящённого памяти её отца – Кима Беленковича. Несколько стихотворений в неповторимом авторском прочтении становятся своеобразным камертоном, погружая зрителей в реку Времени, настраивая их на восприятие непростой, яркой судьбы отца Веры, трижды бывшего «на волосок» от смерти и трижды избежавшего(читай – победившего)её. Ким Беленкович – человек, чей жизненный путь пролёг через Великую Отечественную Войну, человек неординарный, наделённый недюжинным литературным даром и умением любить. Любить море, родной город и людей, в нём живущих, любить дочь… Строчки, написанные им на тетради, подаренной маленькой Вере, звучат как напутствие: « Бесцельно времени не трать – Нет в мире боле дорогого. Я подарил тебе тетрадь Не для занятия пустого. Пусть море Чёрное шумит, Пусть старый дуб листвой колышет. Узнай, о чём он говорит, Услышь, чего никто не слышит». И Вера не только смогла «услышать», но и помогла сделать это всем, кто жаждет слышать то, «чего никто не слышит». Её поэзия, её проза, а также режиссёрские работы ( её фильм "Four Funny Families” по мотивам четырёх чеховских пьес завоевал первое место в конкурсе молодых кинематографистов (Филадельфия, 2001) лучшее тому подтверждение. … Смещается пространство, плывут и исчезают медальоны Золотого Зала Одесского Литературного музея… За окнами солнечный майский день, но слышно, как где-то идут дожди, смывая тонкие, невидимые грани между «теперь» и «тогда»… Перед притихшим зрителем возникает дощатый стол, на котором лежат два конверта, два серых крыла вестницы Смерти. Похоронки… А над ними встала женщина: ни слезинки – в очах, ни кровинки – в твёрдо сжатых, прекрасных устах… Вера Зубарева читает отрывок из романа, который, как и фильм, посвящён памяти отца, и слушатели переносятся туда, в сороковые, пропахшие порохом и гарью, пропитанные болью и кровью годы. В эти майские дни отмечается 65-летие Великой Победы, и фильм «Лоцман на трубе» – это дань уважения и памяти каждому воину, приблизившему славную дату – 9 мая 1945 года. А на экране дождь проливается с небес на землю: течёт Время. И словно из самых глубин его выплывают страницы дневника Кима Беленковича. Рукопись – нечто живое, хранящее в себе тепло взгляда, голоса, дыхания; наделённое душой того, под чьей рукой рождалась строка. Из рукописных строк проступает жизнь полная любви, отваги, мужества, нежности, – нелёгкая, суровая, но счастливая жизнь человека, навсегда связавшего её с морем. Завораживает магия чёрно-белых фотографий: в фильме их много, и каждая из них окрашена в цвета радостей и печалей, тревог и волнений – в главные цвета нашей жизни. И цветными оказываются мгновения, запечатлённые на чёрно-белых фотографиях, одухотворёнными и прекрасными – лица… В кадры фильма вплетается музыка. Не фоном звучит где-то за кадром – живёт в лёгкой неровности почерка, в нечёткости фотографий, пульсирует невидимой жилкой в светлых струйках дождя… Автор этой удивительной музыки – Вадим Зубарев, а страницы дневника Кима Беленковича и стихи Веры Зубаревой читают Елена Строганова ( имя её хорошо известно, а мастерство любимо и почитаемо в Одессе) и Эдуард Жафарский. И вновь уплывают медальоны Золотого Зала, влекомые дождём ли… временем ли… Ладонь моя горит от воспоминаний: на экране – дождь… и яблоко на раскрытой женской ладони, яблоко, в котором суть и смысл жизни человеческой. И чей-то прощальный взгляд и взмах руки, и тревогу ожидания в силуэте женщины на берегу моря, и крик одинокой чайки – всё это зритель унесёт с собой, и дорожку эту через старый виадук с закрытыми глазами пройдёт, каждый камешек узнавая и угадывая, зная, что стая беспечных белых мотыльков неизменно будет лететь на закат… И когда в Золотом Зале загорается свет, и медальоны возвращаются на свои привычные места, зритель вернётся другой, просветлённый, испытавший прикосновение Настоящего – прикосновение Времени. Людмила Шарга Южнорусский Союз Писателей
| |
| |
Просмотров: 601 | |
Всего комментариев: 0 | |