Литературное кафе "Мастер и Маргарита" Творческая гостиная Diligans 3.12.2010. http://diligans.ucoz.ru/load/8-1-0-146
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Светлой Памяти Беллы Ахмадулиной Осени шалости шалые, тучи пристанища ищут, птицы клювами пишут на сонной берез бересте. Сумрачны дали усталые, по небу всполохи рыщут, древа безлиственно нищи в трассах фонарных тире. Поздняя осень не балует, у ветра срывает крышу, у крыши крыло дышит, держась на одном гвозде. Лужи – озера малые звезд поглотили тыщу. Лунною белою мышью, луч пробежал по руке. Стрелок движение вялое, слышно звучание тиши. Полночь. Никто нас не сыщет в неосвещенном гнезде.
Утро с прожилками алыми
улиц нарушит затишье. Вечности четверостишье – черная птица в пике.
Семён Абрамович
Памяти Беллы Ахмадулиной Людмила Шарга
БЕЛЛА с глубоким уважением к памяти Поэта. Не верится...
Банально некрологи отписались, Что время всё расставит по местам. Вздохнула на свободе чья-то зависть, А сплетни оболгут её и там. Заплачет ангел встретившийся первым, На том конце пути, куда позвал Горячий ток заточенного нерва Сквозь занавесы чёрные зеркал. Не зеркала завешены — зерцала. Волшебный голос мечется меж стен. Живёт и будет жить всё, что сказала, Что недоговорила — как рефрен Звучит в ущельях переулков белых, Ложится на озябший лист без сил. И утро завтра встанет онемелым, Как будто кто-то сердце оглушил. Марина Шапиро Памяти Беллы Ахмадулиной Стихи – во мне. В чарующей красе Они пьянят – до головокруженья! Как самолёт на взлётной полосе, Я предвкушаю обморок паренья, Паденья – в ту неистовую мглу, Что пленною душой овладевает... Я плавлю чувства вязкую смолу, И тяготенья гнёт ослабевает... И я лечу – легко, как в первый раз! Пока душа с безмолвьем не смирилась И не исчерпан топлива запас, Мне небеса свою даруют милость... Я вся – в стихах. В блистательной красе, Они – как дивной птицы оперенье. Купаюсь в их заоблачной росе И наслаждаюсь чудом вдохновенья. Наталия Тараненко
Стихи Беллы Ахмадулиной читает Валентина Ковач
"Поэма о дожде". Читает Елена Куклова
ХРУСТАЛЬНЫЙ АТЛАНТ ПОЭЗИИ
ПАМЯТИ БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ Флаг русской литературы приспущен. Почти одновременно рухнули 2 столпа её поэтического Олимпа: 1-го июня – Андрей Вознесенский; 29 ноября – Белла Ахмадулина. Им было, что сказать друг другу на земных перекрёстках. И, наверняка, найдётся, о чём побеседовать ТАМ, в невычисляемых и непостижимых нами пространствах. На полотнах моей жизни в полный рост запечатлены портреты некоторых величайших представителей человеческого сообщества. В течение трёх с половиной десятилетий меня связывала близкая дружба с Андреем Вознесенским. С Беллой Ахмадулиной я познакомилась ещё раньше. Среди моих многочисленных литературных реликвий – подаренные ею книги, фотографии, стихотворение, которое она подарила мне в день моего рождения, находясь с визитом в Нью-Йорке. Вспоминается, что она любила, чтоб её называли БЕлла, а не БЭлла, и без отчества. Во всём её облике витала аура нездешности и неизбывности. Казалось, что печаль была хроническим фоном, на котором развёртывались сцены её жизни. Она очень любила своих дочерей – Анну и Лизу - одна из которых была удочерена в браке с Евтушенко. А другая – дочь сына поэта Кайсына Кулиева. Скорость была её топливом: «Мчи, Белка, Божественный кореш», - орифмовывал её Андрей Вознесенский. Она сплетала узор своих строк так же искусно, как народные умельцы творили свои изделия. Она была одарена талантом вдохнуть поэтическую жизнь в любой самый прозаический сюжет.
Два мрачных исподлобья сведены в неразрешимой и враждебной встрече: рояль и ты – две сильных тишины, два слабых горла музыки и речи. Но твоего сиротства перевес решает дело. Что рояль? Он узник безгласности, покуда в до-диез мизинец свой не окунёт союзник.
Слова «сиротство», «немота», «суетность» были прочно прописаны в её лексическом репертуаре. Друзья были её якорем. Она была их спасательным кругом. В файлах памяти сохранились эпизоды, когда я была в гостях у Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера, в его мастерской на Арбате. За время моего пребывания там ей звонил В. Аксёнов, который делился своими впечатлениями о поездке в Америку. Впоследствии он напишет об этом прозу «Круглые сутки нон-стоп». Также звонил Высоцкий, который долго жаловался на проблемы то ли с приездом Марины к нему, то ли с заключением их брака. Точно уже не помню. Белла, как всегда, принимала живое участие в чужих бедах. Пыталась она помочь и мне, когда все мои помыслы были направлены на переезд из Одессы в Москву. Увы, всё это, как всегда, закончилось непредсказуемо: вместо Москвы меня перетащили за океан… Дар - равно долг. Особенно, когда это касается дара словесности. И в душе Беллы обычно находили пристанище те, кто был отвергнут диктатом большинства и официозом. Стихи протекали по её сосудам также естественно, как кровь. Но она редко была удовлетворена созданным ею. Для иллюстрации - на одной из книг, подаренных мне, она сделала следующую надпись: «Моя дорогая милая Инночка! Книжонка плохая, а Вы – хорошая. Ваша Белла». А «книжонка» эта называлась «Свеча». Как и у всех поистине великих творцов, в ней жило ощущение того, что творческий Абсолют недосягаем и что именно к нему должны быть направлены все побуждения творящего. Похожая на хрупкую хрустальную вазу, в творчестве Ахмадулина была Атлантом. А сейчас Белла – белая птица русской словесности – взлетела на причитающуюся ей высоту…
Инна Богачинская Нью-Йорк
Памяти Беллы Ахмадулиной
- Верочка, поцелуйте море! Из телефонного разговора с Беллой Ахмадулиной
Утра уже не отличить от ночи. Земли – от неба. Холмик города на обочине Прикрыт простынёю снега. Доктора склонились над уходящей эпохой. Медициной ли спасти историю? Последняя попытка машинного вдоха, А потом – к Морю, к Морю…
* * *
Из окоченелого пространства, Где сердце уже не орган а орган, Глянуть мимо склонившихся, Сказать «здравствуй!» Тому, что казалось скорбным, А потом ходить ещё по земной привязи Туда-сюда… (Не о том ли у Пушкина?) Вот и конец этой странной жизни. Будет ли что-то из неё отпущено? *** Ну что ещё сказать? Ключ к Дому заповедный, И обнаружен код. И нет пути назад. Вера Зубарева
Посвящение Белле Ахмадулиной читает Ирина Дубровская
ПАМЯТИ БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ
Все вздор, в чем тайны нет.
...уходят запахи и звуки.
Б. Ахмадулина
Такая уж настала полоса – Все меньше тайны в ней, все больше вздора. Последние большие голоса С Земли уходят в вечные просторы.
Как будто бы прелестница-любовь, В последний раз подняв над суетою, Свой чудный хмель нам впрыскивает в кровь И покидает… Таинство простое
Ее забав, изящество строки, Божественной рассыпанное дланью, – Все в сердце остается, но тоски В нем не унять в минуту расставанья.
В нем горькая, глухая тишина, Отнявшая и запахи, и звуки. В нем жарких слез густая пелена. Но по законам певческой науки
Садится ночь на краешек стола И, пережив внезапное сиротство, Оно вздымает вновь свои крыла И утверждает Музыки господство.
Стихи Беллы Ахмадулиной читает Жанна Жарова
«НАЧНУ ИЗДАЛЕКА, НЕ ЗДЕСЬ, А ТАМ…»
Когда небо оповестило острыми и густыми чертами о смещении координат, я еще не знала, находясь в редакции газеты, что по Москве из Переделкино двадцать девятого ноября мчалась карета скорой, подхватившая последнее дыхание Русского Поэта эпохи Потерянного Поколения Шестидесятых. Но это ощущение сквозняка, которое ни с чем не спутаешь, будто на мгновение оставили открытой дверь, и в эту дверь поместилась бездна...
Скорость... текст всегда опережает видимое время. Само стихотворное поле, поэтическое мышление основано на ускоренном восприятии символами, за которыми – бесконечное эхо встречных пространств. Именно это так явно меняет интонацию поэта, его стать. В осанке Беллы Ахатовны Ахмадулиной виден тот трагически-жизнеутверждающий излом отражения скорости, что заходит в душу с иной стороны, исподволь и остается на дне глаз, до конца. Не странно, что на скорости с этой стороны реальности и остановилось ее сердце. Странно было бы сказать «ушла из жизни». Поэты не уходят из жизни, они запечатлеваются в ней, как мерцание величественного страдания и красоты. Не в портретах на стенах, не в библиографиях и гостиных – а тонкой полосой огня в душах, способных к восприятию чистого звучания. Голос поэта равен его сути. Потому нота Ахмадулиной, за которой стояла сама Судьба, так пронзительно существует в настоящем пространстве, продолжением которого она является. Не буду сейчас описывать ее биографию, потому что и сам текст, и весь образ, ярко коснувшийся очевидцев, и есть ее биография, и единая справка Жизни, Свидетельство, точное совпадение тонкого мира и явленного движения, а основой лирики – ее собственная жизнь, выраженная фрагментами состояний, не вырванных из контекста Целостного. Вот как говорила поэт о себе самой: «Главная, основная моя жизнь происходила и поныне действует внутри меня и подлежит только художественному разглашению. Малую часть этой жизни я с доверием и любовью довожу до сведения читателей – как посвящение и признание, как скромное подношение, что равняется итогу и смыслу всякого творческого существования».
Когда формулируют вопрос о гражданственности в поэзии, не всегда понимают, что поэт асоциален по определению, исключителен по статусу. Я бы предпочла сопутствующее слово – Человечность. И если и стоит мыслить о подобной связи, то только о внутреннем чувстве родства и поступательном, неизменном подтверждении дружественности, завещанной (как считала она сама) нам Пушкиным.
«Ее хрупкая рука подписала десятки, а может, и сотни писем в защиту диссидентов, правозащитников, тех, кто подвергался преследованиям», - вспоминал Е. Евтушенко.
Человечность – основа пути Ахмадулиной. Вот что стоит за изысканной в своей пластике, отстраненной, почти потусторонней эстетикой ее образа. Звук не рождается в обыкновенном. Путь же изначального выбора и отчетливо дальнейшего выбора – все то, от чего нельзя ни отказаться, ни совершить вопреки своей сути. В наивысшей степени страдания – в Поэзии боли, в ассиметрии красоты, в одиноком путешествии к Тайному Тайных… Алена Щербакова, Одесса
| |
| |
Просмотров: 910 | |
Всего комментариев: 0 | |