Мы в Феодосии. В солнечной, светлой, древней и очень знакомой. Основан город греческими колонистами в VI в. до н.э. Входил в состав Боспорского царства, в IV в. до н.э. был разрушен гуннами. Носил аланское название Ардабда: семибожие или семибожная... Был захвачен хазарами, потом отошёл к Византии. Был выкуплен генуэзскими купцами и получил название Кафа(Кефе - так называли город турки). В составе Российской империи с 1771 года. А своё сегодняшнее название получил относительно недавно, если учитывать его многовековую историю, в 1804 году. Древность здесь так тесно переплетена с современностью, что легко воспринимается как единое целое.
Нас ждут в музее А.С.Грина – на встречу с участниками фестиваля пришли местные литераторы. Но сначала вечная страна Гринландия: паруса, мачты, фотографии и рукописи…
Здесь пахнет морем… Ни в одном музее, где мне приходилось бывать, морем не пахло, даже в самых морских. А здесь... Под стеклом пожелтевшие от времени листы, исписанные мелким почерком. «Красные паруса»…. именно так в черновиках. И в более позднем, чистовом варианте, уже привычное и любимое «Алые…». Писать об экспозициях не имеет смысла – здесь нужно побывать, увидеть всё это, всмотреться в лица, вслушаться…. Здесь же, в одном из залов музея выставка рисунков Нади Рушевой – ещё один неожиданный подарок судьбы. О Наде я расскажу позже и подробнее – её дар и сегодня завораживает и восхищает, а пока мы все устраиваемся в небольшом зале, где читают стихи Евгений Рейн, Владимир Костров, Сергей Главацкий…. Откуда-то выскакивает странный человек и, как фокусник, достаёт из своей сумки одну книгу за другой. Я отказываюсь верить в то, что слышу: человек этот, оказывается, не так прост. Нам представляют автора 10-ой главы…. романа «Евгений Онегин». После услышанного, я перестаю что-либо воспринимать – меня одолевает истерический приступ смеха, хотя здесь бы уместнее было заплакать. Теперь я понимаю, почему так печален и тревожен взгляд Грина ( в зале стоит замечательный бюст писателя). На этом «прикосновение к нетленке» не заканчивается: мы будем возвращаться к нашему автобусу мимо дома культуры, где увидим объявление о творческом вечере писателя, автора продолжения романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Мне становится уже не до смеха – продолжатель, - тот самый, который десятую главу «Евгения Онегина» состряпал. Не верите? Цитирую: "...В разделе «Проза» читатель найдет произведение Э. М. Абрамова под названием «Тихий Дон». Не пугайтесь. Это не де жа вю. Роман с таким названием знаком нам из школьной программы. И его автор — всемирно известный писатель Михаил Шолохов. Эдуард Михайлович много лет вынашивал идею продолжить незаконченный, по его мнению, роман Шолохова. И вот первая книга третьего тома уже готова и опубликована здесь в сокращенном варианте. Читатель вновь встречается с Григорием Мелеховым, его сестрой Дуняшей и другими героями. Скажу, что читать произведение чрезвычайно легко и приятно. Чувствуется, что автор проникся духом описываемой эпохи, досконально изучил быт и уклад, царящий в то время в казацкой станице."
"Культурная жизнь "| № 34 от 20 августа 2009 г. Материал подготовлен Ириной Ганиной
"...В другой словарной статье этого же тома даны основные, на момент издания справочника, даты жизни и творчества известного феодосийского писателя Э.М. Абрамова, автора ряда поэтических сборников, нескольких литературно-документальных произведений. Особую известность ему принесли полный перевод сонетов Шекспира, создание завершающей, десятой, главы к роману Пушкина «Евгений Онегин», книжная документалистика.
Эдуард Михайлович – член президиума Крымской республиканской писательской организации, член Национального союза писателей Украины, редактор крымского литературного журнала «Чёрное море». В настоящее время он работает над созданием завершающего тома эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» Платон ТВЕРЯКОВ
Становится страшно. Успеет ли автор .«Мёртвые души» дописать? Не испишется ли, бедолага?…. Вот так нетленку творят, оказывается….
Парадокс заключается в том, что в городе к такому «сотворчеству» относятся вполне лояльно. Во всяком случае, нам его представляют с изрядной долей уважения и ( о, Господи!) гордости. Знай наших! Людочка Некрасовская говорит мне: «Это от желания примазаться к чужой славе…». Я абсолютно с ней согласна, но меня изумляет отнюдь не наглость желаний местного борзописца. Неужели никто не задал ему волне резонный вопрос? Никто не назвал деяния его заслуженным словечком? Не читали? И не читайте. Тошно на этом свете, господа… - прав классик..
|