Пленницы Фонтанного Дома. После услышанного…
Так под кровлей Фонтанного Дома ,
Где вечерняя бродит истома
С фонарем и связкой ключей,
Я аукалась с дальним эхом,
Неуместным смущая смехом
Непробудную сонь вещей,
Где, свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен
И, предвидя нашу разлуку.
Мне иссохшую черную руку
Как за помощью тянет он.
Старые дома исполнены тайн.
Тайны наслаиваются друг на дружку, как палая листва в осеннем парке,
и настоящее становится прошлым, и чьё-то будущее уже в нём – странном «слоёном пироге» времени, и чьё-то настоящее.
Старые дома полнятся голосами и шагами тех, кто в них когда-то жил.
Двери здесь открываются сами собой, половицы легонько поскрипывают, а по паркетному полу проносится лёгкий шорох.
Что это?
Сквозняк от незапертых дверей и окон?
Чьё-то бальное платье касается паркета…?
Один из дворцов Шереметевых в Петербурге, Фонтанный дом, наполнен такими тайнами.
Дом стоит на реке Фонтанка.
До 1917-го года он принадлежал пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых.
После 19170-го…
Впрочем, не будем перечислять, что и кто здесь был.
Стены этого дома видели и помнят многое.
Авторская литературно-музыкальная программа прозаика, документалиста, члена Южнорусского Союза Писателей Вероники Коваль, прошедшая в минувшее воскресенье – 12 июня в одесском доме-музее им.Н.К.Рериха, и собравшая полный зал, была посвящена не только этому дому, а двум его прекрасным обитательницам, двум великим женщинам, которых разделяют века, но связывает общая среда обитания – дворец, который именно с лёгкой руки Анны Андреевны Ахматовой стали именовать «Фонтанным домом».
А земля под ногой гудела,
И такая звезда глядела,
В мой еще не брошенный дом,
И ждала условного звука:
Это где-то там, у Тобрука,
Это где-то здесь за углом.
Ты не первый и не последний
Темный слушатель светлых бредней,
Мне какую готовишь месть?
Анна Ахматова много лет прожила в петербургском Фонтанном доме, в том самом, в котором умерла другая его «пленница», крепостная актриса Прасковья Жемчугова ( Шереметева).
Говорят, что однажды ночью Ахматовой привиделась тень покойной графини, скользнувшая по стене.
Последнему прощанию Москвы с поэтессой было суждено пройти в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, – в Странноприимном доме, построенным Николаем Шереметевым по просьбе Прасковьи Жемчуговой.
Кто знает, какая судьба ожидала крепостную девочку, когда бы не её редкий, завораживающий голос.
Но этот роскошный дворец не стал милым сердцу ни крепостной актрисе, ни опальному поэту. Обе чувствовали себя в нём заточёнными в темницу. Их преследовали несчастья, им являлись призраки из отшумевших времён.
Программа, выстроенная на личных переживаниях и впечатлениях автора, иллюстрированная авторскими же фотографиями места, где жили героини повествования, оказалась настолько насыщенной и познавательной, что время пролетело незаметно.
Слушая неспешный, проникновенный рассказ Вероники о судьбах двух «пленниц», я и сама проникалась сопереживанием и сочувствием.
Столько переплетений, столько точек пересечения, которые нельзя назвать совпадениями, случайностями, открылось сегодня, столько тайн.
Думаю, что не только мне одной захотелось побродить по этому дому, увидеть тени, и возможно услышать чьи-то голоса.
Особым колоритом наполнило программу участие артистки Одесской государственной филармонии, лауреата премий им. К. Паустовского, И. Рядченко, Б. Ахмадулиной Елены Кукловой, и прозвучавшие в её исполнении стихи Анны Ахматовой.
Фортепианные импровизации выпускницы Одесской Государственной консерватории им.А.В.Неждановой, лауреата Всеукраинских и Международных музыкальных конкурсов Клары Меламед раскрывали зрителю более полную картину судеб «пленниц» Фонтанного Дома, дополняли и оживляли их образы.
Великолепным подарком для всех присутствующих стало выступление Екатерины Ергиевой(фортепиано), выпускницы Одесской Государственной консерватории им.А.В.Неждановой, лауреата и победителя Всеукраинских и Международных музыкальных конкурсов.
Слова благодарности автору и участникам программы перемешались с тёплым летним дождём и с вечными ахматовскими строчками, которые вчера весь вечер были со мной. Ими мне и хочется завершить свой небольшой отзыв.
Разлучение наше мнимо:
Я с тобою неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
И на гулких сводах мостов -
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
В чаще новых твоих крестов |