25.12.2011, 17:05 | |
ЭЛАНА "...А о себе не знаю, что сказать. Закончила 20-ю одесскую школу, уехала по программе обмена студентами в США, в прошлом году защитила степень магистра по истории религии. Больше ничего в голову не приходит..." Вот так, совсем коротко Элана написала мне о себе. Я же, со своей стороны, могу только добавить, что она - одесситка, что она автор нескольких книг. Что она около десяти лет проработала в системе социальной защиты женщин США. Член ЮРСП и Конгресса Литераторов Украины. Обладательница Золотой Есенинской медали "За гуманизм" (2007) и медали "Великий русский писатель лауреат Нобелевской премии М. А. Шолохов" (2009). В 2010 г. получила степень Магистра по Истории Религии (Master's). Жила в индийском городе Дарджилинг в восточных Гималаях, на севере штата Западная Бенгалия. Этот чудесный городок знаменит не только чаем "Дарджилинг", производимом на расположенных вокруг города чайных плантациях, но и высокогорной железной дорогой, включённой ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Отзыв-размышление на одну из них: "Амазонки без оружия" вы можете прочесть здесь: http://diligans.ucoz.ru/publ/ljudmila_sharga/1-1-0-54 Кроме того, Вы можете заглянуть на авторский сайт Эланы А Diligans предлагает вам, дорогие друзья, несколько страниц из новой книги Эланы. Игрек в 4 руки, или смерть комиссара
…сильна, как смерть, любовь…
Песнь Песней
8:6 1 . " Y говорит ей: жена! что ты плачешь? ...говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит ему: Раввуни! - что значит Учитель! Y говорит ей: ... иди к братьям Моим и скажи им..." (от Иоанна, 20:11,15-17). От кого же мир узнал историю Y? Не от Ивана, не от Луки, не от Марка и не от Матвея. Этим «ответственным лицам» (одно из которых принадлежало врачу, другое – переводчику) анонимные тексты были приписаны только в конце 2 в. – через сто лет после их создания. За подставными именами стоят реальные авторы, о которых, наверное, нам не узнать уже никогда. Но, по крайней мере, установлено, что среди авторов была как минимум одна дама. Не одна ли из тех, что шли с отрядом спасателей в Иерусалим?.. На вопрос «сколько дам шло с Игреком?» неверующе-верующее большинство дружно ответит: две – его мать и Мария Магдалина. И добавит: если бы их было больше, они передрались бы за его внимание. Уточнит: женские коллективы – это рассадники склок и свар, и подкрепит свой ответ ярким примером из жизни. И будет это так же верно, как и то, что у Игрека было 12 учеников…. Потому что на самом деле учеников было 70, и мужчины составляли только половину этого числа. 2 Ни к чему что-то сочинять, если можно просто заглянуть в наш Неприкосновенный Запас – НЗ – Новый Завет. И не поверить глазам своим: Игрек (названный там Иисусом) выбрал "семьдесят учеников, и послал их по два [...] во всякий город и место, куда Сам хотел идти" (Лук. 10:1). По два - потому что каждого из учеников он «послал» в паре с ученицей. (А что, «ИЛИ не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы?» (1-е Коринф 9:5)). ИЛИ! И вот почему: все дома делились тогда, как известно, на мужские и женские половины. Женские были наглухо закрыты для чужих мужчин, например, странствующих философов, а их спутницы могли свободно проходить туда и шушукаться с хозяйками дома и служанками. Те шушукались между собой и с соседками. И так как именно "сарафанное радио" разносит вести быстрее всего, то и «весть благая» (то есть «евангелие») прошла вначале по лучшим половинам хижин и дворцов. Потому-то и были незаменимы "многие женщины, которые следовали за [Y] из Галилеи, служа Ему" (Мф 27:55-6). В их числе Мария Клеопова (Ин 19:25) и «мать сыновей Зеведеевых» (Мф 27:56). "И Мария, мать Иакова меньшого и Иосии, и Саломия, Которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим" (Мк 15:40-41). Очевидное невероятное: дремучие ветхозаветные гражданки служили кому-то где-то вне своих домов! Невероятно – но факт. Более того: спасателей Иисуса финансировали те же гражданки, а именно: Саломея, Иоанна, Мария Магдалина, «и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:3). Имение (как известно) – это недвижимость, а "служить имением" означало инвестировать доходы от своей недвижимости в чьё-либо дело или идею. Было семь способов, которыми античная дама получала доступ к владению собственностью. Обо всех из них (включая ктубу) будет рассказано позже. Стоит лишь напомнить, что это было нередким явлением и при ветхом режиме: например, за тысячу лет до Игрековой эры "Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продаёт часть поля [...] когда ты купишь поле у Ноемини, то должен купить и у Руфи Моавитянки" (Руфь 4:4-5). Рим расшатал и без того ветхие нормы. И потому мы узнаем от Луки, что Игрек не только путешествовал с женщинами, но и преподавал им (Лк 10:39, 24:56-8), и даже останавливался в их домах (Лк 10:38). Женщины сопровождали его из Галилеи в Иудею, а когда все его спутники отвернулись от него, с ним остались только спутницы (24:49), и именно они стали первыми, к кому он вернулся после воскресения (24:1-10). Воскресения? 3 Сразу нужно определиться: бог ли Иисус? Конечно: он бог для тех, кто любит его как бога. Люди ведь обожествляют не только сильные страхи, но и страстную любовь, а так как страсти у всех разные, то и определение бога у всех индивидуальное и глубоко-интимное. Другой вопрос: Христос ли Иисус? Манипулируя сознанием подданных, государство всегда ставило свою (т. н. «государственную») религию выше «их» личных чувств и желаний. А когда живые чувства вытесняются мёртвым ритуалом – любимого человека затмевает разработанная по его мотивам абстракция. Так Иисуса и затмил Христос… Один – солнце, море и смех, другой – ладан и слёзы. Один – странствующий философ, другой – расхожий стереотип. Один – конкретная историческая личность, другой - абстрактный символ. Один - сын божий другой - Сын Человеческий (Мф 13:37). Один - человек, другой - Бог. …При посвящении тамплиеры плевали на крест, отрицая этим не только культ насильственной смерти, но и подмену понятий, из-за которой мы и понятия не имеем, чем занимался Иисус и кто был с ним рядом. Распиарив его смерть и последовавшие за ней события, церковь обесценила его жизнь. В результате два миллиарда человек, считая его богом, упорно боготворят орудие и способ его убийства. И никогда не поверят, что это то же самое, что боготворить виселицу или гильотину... Или автомат Калашникова… Отсюда – ещё один вопрос: Иисус ли Иисус? Его настоящее имя кануло в Лету во время Иудейской войны вместе с остальными «записями актов гражданского состояния». Спасателем же (Йехошуа – «Господь есть Спасение», по-гречески – Иисус – и-греческое, или Игрек), его прозвали потому, что он возглавил отряд спасателей. В самых ранних традициях его называли moshel mеshelim – Учитель Мудрости. Но как же назвать его мне: не Юз же Асафом, как индусы или Исой бин Марьям (Марьямовичем), как мусульмане? А ещё я вспомнила ушаковского «Эммануила» и то, что так называются все изображения Иисуса-тинэйджера. По одной из версий, так его и должны были назвать при рождении (Ис 7:14, Мф 1: 21-23). Почему бы и нет: если у Вишну 1000 имён, у Кришны – 108, у аллаха – 99, почему же это у нашего бога их не может быть несколько? И поэтому я стану называть Учителя не только Эммануилом или Йешу (именем, скомпрометированным инсинуациями типа «Повести о повешенном»), но и Иисусом. И даже иногда Христом. «Если бы о делах Христовых было написано все, мир не вместил бы книг о Нем» (Ин 21:25). Да, о нём писаны горы умных книг, но любить – знать сердцем, а не умом. И поэтому надо узнать его не как официальный брэнд одной из мировых религий, и даже не как историческую личность, а как глубоко-интимного бога тех, кто знал его, любил и никогда не отрекался от своей любви. 4 И сразу из их числа нужно исключить 12 человек – «потому что сердце их было окаменено» (Мк 6:52). Они – в отличие от "других многих" дам – не только не "служили своим имением" Иисусу, но наоборот, всеми силами ставили ему палки в колёса. Они находили его Учение усыпляюще-скучным (Мк 14:37, Мф 26:40), и недоумевали: «кто может это слушать?» (Ин 6:60). Они не понимали и высмеивали его (4:38, 5:31, 8:4, Мк 7:18, Лк 8:45). Они не верили ему (Мк 4:40-41) и не исполняли его просьб (7:36, 14:40, Мф 8:26, Мф 14:31, Мф 17:20, Мк 17:8, 10:248:32, И 6:60-61, Мк 14:4). Ошибочно поняв личность и миссию Учителя (Мк 6:35-37, 49, 52, 8:16-21, 9:32-36, 10:35-45 Мф 14:26), они так извратили его идеи, что по пути в Кесарию Иисус был вынужден попросить Петра: "Отойди от меня, сатана" (Мк 8:33). В конце концов, один из двенадцати передал Учителя официальным властям (Мк 14:10-45), после чего остальные бросили его на произвол судьбы и разбежались (14:50-52). Когда подсудимому Иисусу нужен был свидетель защиты, Пётр не только наотрез отказался выступить в суде, но и трижды отрёкся от своего Учителя (14:53-72). И повернулся же чей-то язык назвать таких людей апостолами! Возле умирающего находились, кроме его учениц, солдаты, прохожие и сочувствующий ему сотник у подножия столба. Ещё, возможно, Иосиф Аримафейский. Но никого из дюжины апостолов там не было. Когда же оживший Учитель разыскал их и попытался заверить в том, что он жив, один из них – Фома – безапелляционно заявил, что не поверит, пока не ткнёт пальцы в его открытые раны и рёбра (Ин 20:25). Бесподобно! Полной противоположностью этому позорищу стало поведение женщин. Они «служили» Учителю, оставшись с ним до самого конца. Они следовали за ним на Голгофу (15:40-41), занимались его погребением (15:47), а когда пришли омыть его тело (16:1-8), стали первыми свидетельницами воскресения - то есть, превращения их любимого человека в бога. Тем не менее, в отличие от разрекламированных «апостолов», его спутниц скромно называют «мироносицами», игнорируя все доказательства того, что настоящими апостолами были именно они. И не только потому, что именно они помнили слова Учения (Лк 24:6) и первыми сообщили их людям, но и потому, что, по сравнению с двенадцатью "Фомами неверующими", именно женщины всегда демонстрировали удивительную силу мысли и стойкость. Например, исцелённая тёща Петра "поднялась" (по-гречески "anastasa") и стала «служить» ("diekonei"). Позже это объяснили тем, что она обслуживала Иисуса за столом. В оригинале же имелось в виду: тёща Петра стала одной из первых дьяконесс ранней церкви. Как Фива (Рим. 16:1-2) или Прискилла (Д 18:18, 1 Кор. 16:19). «Не делай ничего праведнику тому», - умоляла мужа Клавдия Прокула – а мужем её был Пилат (Мф 27:19, 2 Тим. 4:21), некая же Сирофиникиянка, одержавшая верх в споре с Учителем, получила в награду исцеление для своей дочери. 5 Именно встреча с так называемой Сирофиникиянкой стала переломным моментом жизни Йешу: она открыла ему глаза и помогла определиться окончательно (Мк 7:24-30). У писавших "за" Марка и Матфея эта судьбоносная встреча происходит где-то между Тиром и Сидоном (Мк 7:24-30 и Мф 15:21) – знаменитыми языческими столицами, о которых речь пойдёт позже. Не уточняя, где именно, Иисус вошёл в некий дом, в котором надеялся остаться неузнанным. Но его узнала некая Сирофиникиянка и, приблизившись, попросила о помощи. Кто она такая? У Матфея она названа «женой Хананейской». В греческом варианте она – Эллинка. В английской версии – Иноземка. В Иерусалимской Библии – просто Язычница. Кем бы она ни была, ясно одно: она – неяхвистка и нееврейка. И последовавший диалог показывает: вначале равви Эммануил действительно считал себя учителем не для всего человечества, а только для яхвистов. А для них Сирофиникиянка была человеком не того пола, не той веры и не того рода-племени. Как греческая или ханаанская язычница, она, вероятно, была "девственной" (то есть незамужней) матерью - ни Марк, ни Матфей не представили её в ассоциации с мужчиной. Её дочь была "одержима нечистым духом" – это может значить что угодно, от эпилепсии до несчастной любви. Мать, измученная страданиями дочери, упала к ногам Иисуса и попросила о спасении. Она – первая во всех Евангелиях и единственная в Марковом назвала его "Господом". То, что «Господи» ей ответил, стало самым взрывным местом всего Писания: "Дай прежде насытиться детям; ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мк 7:27). Кого имел в виду Учитель под "детьми"? Иудеев? Галилеян? А под псами - язычников? Но ведь раньше он уже излечил язычника в «стране Гадаринской» (Мк 5:1-20), и слугу римского сотника в Капернауме (Мф 8:13). Быть может, он говорил только о язычницах? Но ведь однажды он открыто беседовал у колодца с Самарянкой, шокировав этим своих учеников, и утверждал, что никакие законы и традиции не должны стоять на пути Человека к счастью... Ряд исследователей сомневается в подлинности слов о собаках, считая их поздними вставками переписчиков, например …францисканцев. Псы господни Domini Cannis – доминиканцы – были их заклятыми врагами. В них и нацелена фраза: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф 7:6). Эта гипотеза недоказуема. Быть может, эти слова действительно являются поздней вставкой. Но, скорее всего, именно слова Сирофиникиянки изменили угол зрения Эммануила: в тон ему женщина ответила: "и псы под столом едят крохи у детей" (Мк 7:28). Не побоявшись ответить мужчине, женщина заставила его задуматься над своими словами. Чем и открыла его сознание. И если до того он считал себя посланным "только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 15:24), (советуя ученикам: "на путь к язычникам не ходите (...) а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 10:5)), то встреча в "пределах Тирских и Сидонских" круто изменила ход его мыслей. И поэтому, какой бы ни была причина его изначальной резкости, язычница получила то, о чём просила: её дочь была спасена. Именно тогда Иисус принял решение, навсегда обессмертившее его имя: спасать ВСЕХ, не деля на своих и чужих. Дефицит любви в его Учении навсегда уступил её изобилию. Эта история чуть по-разному описана у Марка и Матфея, но нужно учесть, что самым ранним и близким к источнику трудом является "Марк". После пожара 66 г., уничтожившего здание иерусалимского архива, об Эммануиле-спасателе сохранились лишь устные предания, а также сборник его афоризмов и притч. Этот «цитатник» позже был назван Евангелием Q – от немецкого слова Quelle – "источник". Именно эти два текста – Q и «Марк» - послужили источником ещё для двух евангелистов – «Матфея» и «Луки». В частности, из 666 стихов Марка примерно 600 перекочевали к Матфею, и около 300 – к Луке, а многие из слов самого Учителя заимствованы из цитатника Q. В нём Эммануил использовал женственные образы (Лк 7:35, 13:34) и защищал права женщин в разводе. Но вернёмся к нашим
собакам! Они-то и навели исследователей на мысль, что исторический Иисус был
националистом. Это легло в основу одной из многих взаимоисключающих версий,
согласно которым он мог быть как еврейским националистом, так и
интернационалистом, а также вообще не евреем. Мог ратовать за независимость
Иудеи от Рима или наоборот, состоять на службе Римской империи. Мог быть
ессейским аскетом или же по-эпикурейски любить застолья и женщин (Лк 22:19).
Есть даже мнение, что он сам был женщиной, а также, что его вообще не было. Иллюстрация: картина неизвестного художника "Дева среди дев" ( конец IV века) http://diligans.ucoz.ru/load/ehlana/2-1-0-293 | |
Категория: Проза | | |
Просмотров: 1080 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |