УРОК ВЕЛИКОДУШИЯ
В Камерном зале Одесской государственной филармонии собрались ценители
творчества лауреата муниципальных литературных премий им. К.
Паустовского и И. Рядченко, мастера художественного слова Елены
Кукловой.
Зал полон, много милых, любопытных
детских лиц, с присущим им нетерпением в ожидании встречи со сказкой.
Сегодня юных зрителей и их родителей ждет отнюдь не сказка, а
литературно-музыкальная композиция по роману классика французской литературы
Виктора Гюго «Отверженные». Режиссер и исполнители спектакля положили в его
основу версию «Отверженных», специально адаптированную для детей младшего и
среднего возраста в переводе Н. Шер. Эта маленькая книга и дала название
программе: «Козетта». Пока программа не началась, так и хочется спросить у ее
создателей: «Не страшно ли затрагивать такую недетскую тему? Поймет ли юный
зритель?» Для нас, взрослых, тема социальной несправедливости не нова и всегда
актуальна, даже болезненна. Поэтому можно уверенно сказать, что создатели
программы пошли на смелый эксперимент.
Режиссер-постановщик спектакля Сергей Сеславинский, лауреат
муниципальной премии «Твои имена, Одесса!». Музыку к спектаклю написала ученица
специализированной музыкальной школы им. профессора П.С. Столярского Клара
Меламед, лауреат международных конкурсов, она же исполняет партию рояля. Для
нее это композиторский дебют на сцене Одесской государственной филармонии.
Партию скрипки исполняет Екатерина Мельниченко, лауреат международных
конкурсов, также ученица специализированной музыкальной школы им. профессора
П.С. Столярского.
Звучат первые аккорды и первые слова. Своим
необыкновенным голосом, его удивительными интонациями Елена Куклова переносит
нас в старую Францию, в городок Монфермейль, в дом трактирщиков Тенардье.
Кажется, чем еще можно дополнить повествование Виктора Гюго о судьбе
оставленной матерью на попечение супругов Тенардье маленькой девочки по имени
Козетта? И здесь полностью раскрывается талант Елены Кукловой, талант чтеца и
актрисы. От слов повествования и музыки, песен на французском, исполненных
Кларой Меламед, просто захватывает дух. Зритель находится вне времени, вернее,
он свидетель всего происходящего с малышкой Козеттой. Это мы потом, прочитав
роман, узнаем, что отвергнутая мэром незаконнорожденная Козетта им же и будет
спасена, а пока мы переживаем и страдаем вместе с ней. Именно эти отклик и
благожелательность рождают в наших душах, в душах наших маленьких зрителей ростки
доброты и сочувствия, любви и сострадания.
Великолепное прочтение текста, дополненное музыкой,
заставляет зрителей сопереживать нелегкой судьбе невинного создания - малышки
Козетты. Я видел глаза взрослых и детей, особенно поразил меня малыш, которому
на вид годика два. Умные глаза, настороженность и отзывчивость, а в маленькой
детской душе - свет. Именно так нам удается пробуждать высокие человеческие
чувства. Можно ли найти более эффективный инструмент для воспитания
подрастающего поколения?
В наше нелегкое время, когда духовный кризис свел на
нет моральные ценности, как нельзя, важны подобные встречи с великим мировым
наследием.
Подходит к концу повествование. Легкими па скользят
пальцы по клавишам рояля, смычок скрипки приобретает уверенность в движении по
струнам, знакомый и близкий голос чтеца утверждает нас в победе добра над злом.
Долго не стихают аплодисменты. Еще один урок ВЕЛИКОДУШИЯ подошел к концу.
Зритель покидает уютный зал с уверенностью, что ДОБРО ВОСТОРЖЕСТВУЕТ...
Семен АБРАМОВИЧ
На снимке: Елена Куклова и Клара Меламед
|