10:07 О "Славянских традициях". Взгляд из Одессы. |
Так
уж устроен человек творческий – как воздух нужны ему дороги, новые
впечатления, новые лица. Такая встреча, встреча на фестивале была
просто необходима литераторам России, Украины и Белоруссии, несмотря на
то, что существует множество различных фестивалей и в России, и в
Украине, и в Белоруссии. Само название «Славянские традиции» определило характер, направление и задачи этого фестиваля.
В состав жюри вошли: Юрий Поляков, редактор «Литературной газеты», сценарист, прозаик; Сергей Казначеев – доцент Литературного института им. А. М. Горького; поэты, на чьих произведениях выросли многие участники фестиваля – живые классики Евгений Рейн и Владимир Костров. Украинскую сторону жюри представляли председатели областных отделений Конгресса литераторов Украины Валерий Басыров (АР Крым), Сергей Главацкий (Одесса), Станислав Бондаренко, Владимир Спектор( Киев, председатель Межрегионального союза писателей Украины). Отдельно хочется сказать об Ирине Силецкой – поэте, музыканте, певице, – организаторе фестиваля. Именно Ирина вместе с Юрием Григорьевичем Капланом долгое время вынашивала идею создания такого действа. Вот только не суждено было Юрию Григорьевичу дожить до этих солнечных августовских дней… Он был убит за 42 дня до открытия «Славянских традиций». Песню памяти Поэта, которую написал и исполнил поэт и музыкант Анатолий Лемыш, зал слушал стоя… Трудно выделить сейчас наиболее яркий, запоминающийся день – все они были неповторимы, щедры на встречи, события… Посещение литературно-художественного музея в посёлке Старый Крым, дома-музея К. Г. Паустовского и дома-музея А. С. Грина, того самого, где писатель провёл последние свои дни… Посещение старокрымского кладбища, где похоронены А.С. Грин, Н. Н. Грин, А. Каплер и Ю. Друнина, Г. Петников…. И, на первый взгляд, вполне обычная, но очень важная деталь: экскурсии по дому-музею А. С. Грина и на Старое кладбище провела директор музея Ольга Байбородская. После её рассказа, думаю, многим захотелось прийти сюда, но уже в одиночку, присесть на одну из ступенек, ведущую в дом или на скамейку у входа и переосмыслить всю свою жизнь. После всего увиденного и услышанного жить по-прежнему уже невозможно. Не у всех, но у многих, поверьте, в глазах стояли слёзы – так проникновенно рассказывала Ольга о судьбе Грина. И мне подумалось, может быть, не всё так плохо у нас, если мы ещё не разучились плакать, сострадать и сопереживать. Осталось только научиться делать это вовремя, - то есть при жизни… Каждый новый день приносил с собой что-то новое, интересное, неизведанное… Таким был день, когда состоялись поездка в Севастополь, экскурсия по городу, пресс-конференция с участием властей города и местными литераторами. Таким был день, когда состоялась поездка в Феодосию, где находится совершенно уникальный дом-музей А. С. Грина – дом-корабль, поднявшись на борт которого, посетители попадают в удивительную страну, созданную писателем-романтиком и бережно хранимую руками и сердцами людей неравнодушных – в Гринландию. Здесь же, в одном из залов, экспозиция рисунков Нади Рушевой – девочки, невероятный дар которой вспыхнул яркой звездой на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века. Вспыхнул и… погас. Но осталось более десяти тысяч рисунков. В музее и картинной галерее И. К. Айвазовского поэты читали свои стихотворения о морской стихии, и казалось, что полотна кисти великого художника оживают. Здесь же посмертная маска художника и слепок с его руки, перед которым хочется задержаться надолго. Самая обычная, человеческая рука, ничем не отличающаяся от других…. Но какая божественная сила таилась в ней! Ею созданы полотна, которые входят в сокровищницу шедевров мировой живописи… И, за исключением немногих, на всех полотнах Бог его, кумир, источник вдохновения, без которого жизнь его была бы пуста и никчемна, – море. Тревожное, почти чёрное и спокойное, ласковое; довольно часто встречающийся сюжет – кораблекрушение… Какие думы одолевали мастера, какие грёзы?.. Но вернёмся к фестивалю. Мастер-классы, проводимые Юрием Поляковым и Сергеем Казначеевым (проза), Владимиром Костровым и Евгением Рейном (поэзия) стали одним из самых незабываемых событий фестиваля. Также, в рамках фестиваля были проведены состязания поэтов – поэтри-слэм, которые Юрий Поляков предложил в дальнейшем именовать «стихоборьем». Прошли чтения поэтов и прозаиков на призы зрительских симпатий – зрителям предстояло выбрать лучших, на их взгляд, из финалистов, вошедших в шорт-листы. А подведение итогов конкурса и награждение победителей состоялось 28 августа. Из 18 призовых мест – шесть заняли одесситы: три призовых места в основной номинации «Стихотворение на свободную тему» (Людмила Шарга, Алёна Щербакова, Евгения Красноярова – соответственно первое, второе и третье места), первое место в номинации «Малая проза» (Александр Леонтьев), второе место в номинации «Стихотворение по библейским мотивам» (Алёна Щербакова), второе место в номинации «Литературный перевод» (Ольга Ершова). Победители были приглашены на ежегодный литературный Волошинский фестиваль в Коктебель, для выступления на одном из поэтических вечеров вместе с членами жюри «Славянских традиций». Четверо победителей являются членами Южнорусского Союза Писателей (Одесской областной организации Конгресса Литераторов Украины), который возглавляет поэт Сергей Главацкий. Но не все одесситы, к сожалению, смогли приехать на фестиваль. Поэты Сергей Нежинский и Анатолий Яни тоже вошли в шорт-листы конкурса, но в силу уважительных причин на награждении не присутствовали. Итоги конкурса, проходящего в рамках фестиваля, не только в очередной раз подтвердили статус Одессы, как литературной колыбели, но и стали бесценным подарком Городу ко дню рождения, который Одесса отмечает 2 сентября. Остаётся только сказать: «До новых встреч на «Славянских традициях» в 2010 году!» Людмила Шарга Пресс-служба Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины |
|
Всего комментариев: 0 | |