Бывших одесситов не бывает
РЕЗОНАНС
«Я
очень рада, что в городе, который отец так ярко и красочно описал,
установили ему памятник, кстати, первый в мире. Есть мемориальные доски,
но не памятник» (выделено мной. – И.Р.), – говорила Лидия Бабель. Итак,
памятник Бабелю в Одессе всё же установлен, – и притом не просто так, а
по инициативе Всемирного клуба одесситов, руководители которого делом
доказали, что они отнюдь не липовые патриоты своего города. Казалось бы,
точка поставлена. И какая! Отлитая в бронзе. Но в воздухе витает
какое-то глухое раздражение. Какое-то желание принизить значение этого
факта…
С запозданием узнав о статье Дмитрия Быкова в «Новой
газете», прочитал в ней: «Сейчас Одесса пребывает… в явном духовном
упадке… здесь очень мало своих поэтов, а те, что есть, – несопоставимы с
титанами двадцатых и даже с лучшими из киевлян. С прозой всё тоже
как-то не очень…» Это отклик на прошедший в июле Международный одесский
литературный фестиваль, как раз и приуроченный к открытию памятника
Бабелю. О фестивале худого слова не скажу – он был замечательный. В
числе мероприятий был и круглый стол, посвящённый одесскому мифу. Но г.
Быков решил, видимо, что он на эту тему высказался не до конца. И вот
довысказывается: «Нужно, чтобы кто-нибудь громко сказал о пошлости
одесского культурного мифа, который в своё время был очарователен, но
время это прошло». Нужно совершить «акт освобождения – и отринуть
изношенные мифы ради нового величия. Иначе Одесса таки будет ходить по
кругу тудой-сюдой и говорить за Беню, чтоб он так был здоров, хотя шо
может быть хорошего, я вас умоляю, в бандите, который давно умер-шмумер?
Дело надо сделать, одесситы, и потом можно слюни пускать».
Подделка
под одесский язык мне не кажется слишком удачной. Но Бабель, его
личность, его загадка давно не дают покоя Быкову. Бабель – герой романа
Быкова «Оправдание». Писателя, согласно достаточно фантастическому
сюжету, не расстреляли, а сослали в особые лагеря, где воспитывались
некие «сверхлюди», и вот после смерти Сталина он появляется из небытия…
Не стану этого комментировать, но психологическую тайну едва ли не
мучительного интереса Быкова к Бабелю объяснить попытаюсь.
Когда
писатель – твой герой, невольно соизмеряешь себя с ним. И не можешь не
признать: ты – не он! Не в несоизмеримости талантов дело. Дмитрий Быков
вообще-то способный человек. Но он… беллетрист. А Бабель – писатель. Он
трагической судьбой оплатил не только все слова в своих произведениях,
но даже точки и запятые. Экзистенциальный вес Слова! Этим всегда
славилась русская литература. А беллетрист – просто пишет, деньги
зарабатывает, за успехом гонится. Помните чеховского Тригорина? Жалко
его, потому как сам знает себе цену: «…когда умру, знакомые, проходя
мимо могилы, будут говорить: «Здесь лежит Тригорин. Хороший был
писатель, но он писал хуже Тургенева». Как далеко вперёд глядел Антон
Павлович! Это ведь сегодня повальное бедствие. Калифы на час –
написанное ими и через десять читать уже никто не будет. «Вот – вознесут
на миг. О, сколько криков! / Да ты у нас писатель, ты поэт! / Ещё
стишок напишет Дима Быков. / Стишок неплох. Ну а поэта – нет».
…Дмитрий
Быков, видя в Бабеле создателя одесского мифа, хочет этот миф выбросить
за борт. «Одессе, если она хочет остаться культурной столицей
евразийского юга, нужен новый миф – и необязательно ждать нового
первоклассного прозаика, чтобы его создать». Звучит вроде бы неплохо.
Только вот настораживает некая тенденция – общая для нашей эпохи
постмодерна: непременно нужно все предшествующие мифы разрушить,
«разоблачить», демонтировать, деконструировать. А потом придумывайте,
что хотите. Но на каком месте? На пустом?
За внешней эффектностью
тезисов кроется поверхностность суждений. Она – в природе яркого и
многообразного дарования Дмитрия Быкова: он – блестящий «фельетонист»
нашей «фельетонной эпохи» (в том смысле, в каком говорил о фельетонизме
Г. Гессе). С концепцией Быкова, что Одесса рифмуется с Петербургом, что
это женственная ипостась Северной столицы, не стану спорить. Но ведь это
лежит на поверхности: Северная Пальмира – Южная Пальмира. А вот
ассоциировать Одессу с бабелевскими бандитами не стоит. Нужно различать
миф Одессы, как он живёт в массовой культуре (и в силу самой природы
массового сознания не может не быть пошлым и убогим), и Миф как «дух
города». Именно последний и улавливается чутким сознанием человека
культуры, именно он и артикулируется её творцами-одесситами. Но не
сочиняется ими, ибо миф должен возникнуть сам.
В силу счастливого
стечения обстоятельств Одесса возникла как город-миф, и этот миф – и в
изгибах одесских улиц вкупе с ещё чудом сохранившейся архитектурой, и в
южнорусской школе живописи, и в особом характере и языке коренных
одесситов, и, простите, даже в неуклюжей грации и аляповатой красочности
бабелевских бандитов. Но последние, как видим, всего лишь частный
случай, отдельное выражение одесского мифа.
А что же это за миф?
Миф свободы. Утопия «вольного города», возникшего в силу переменчивых
исторических обстоятельств. Сокровенный замысел европейского открытого
города, в котором осуществляется роскошь человеческого общения. Да к
тому же общения разных народов, разных культур. Место, где возможно
пиршество духа, – какие бывали в счастливые времена, скажем, в эпоху
Возрождения. Первым, кто уловил складывающуюся мифологию города, был,
конечно, Пушкин. Утопия, разумеется, не осуществилась сполна, как и
всякая утопия, – но она отбрасывает идеальный свет былых (а, может, и
будущих) обещаний. Город-перекрёсток культур, город «разномыслия» и
диалога, город, как «место встречи», которое, разумеется, «изменить
нельзя».
Конечно, я говорю об идеале, об идеальном замысле, – но
ведь хотя бы частично он был воплощён! Приведу факты не самые броские и
общеизвестные. Здесь учился Врубель – и было, значит, у кого учиться!
Здесь учились братья Михаил и Николай Бахтины. Именно здесь нашёлся один
швейцарец (!), который подарил Михаилу книгу тогда почти никому не
известного датского философа Кьеркегора… с надписью, сделанной лично
автором! Убеждён, что без этого дара, без этой встречи с иной мыслью
Михаил Бахтин как гениальный мыслитель не состоялся бы.
Что бы ни
происходило с городом, одесситы несут в себе частичку одесского мифа,
и, даже оказываясь где-то за тридевять земель, они всё равно самые
свободные люди. Бывших одесситов не бывает. Дмитрий Быков говорит, что
нынешние одесситы несопоставимы с «титанами двадцатых годов». А сам он –
сопоставим? И что за дурацкое слово – «титаны» (в моё время так
называли баки с кипятком). Дело не в масштабе таланта, но в других
временах. Подлых временах, антипоэтических, когда все представления о
подлинных поэтических ценностях сместились. Вот, кстати, исполнилось
80 лет поэту Игорю Павлову. Настоящий поэт, который ведёт себя
совершенно безалаберно, как и положено поэту, наплевательски относясь и к
славе, и к изданию книг. Очень боюсь, что мы можем не увидеть более или
менее полного собрания стихотворений Павлова – да и денег у него на это
нет. Вот бы господину Быкову (у которого огромный авторитет, влияние и
возможности) и помочь, да заодно и послужить одесской литературе. Ведь,
глядишь, через пару десятков лет нынешние её хулители вынуждены будут
признать свою позорную близорукость.
Новый миф действительно
нужен. Но он не может состояться без нового понимания и преобразования
мифа старого. Верно, что нельзя жить прошлым, застраивая всю страну
памятниками, – нужно иметь и будущее. Но для этого нужно по крайней мере
не затаптывать ростки того, что есть в одесской литературе, – проявляя
московский снобизм и одновременно упрекая обиженных одесситов в
провинциализме.
Илья РЕЙДЕРМАН, поэт, философ, культуролог
Статья опубликована : "Литературная Газета" №41 (6342) (2011-10-19) |