Уроки живописи от Жака Превера
20.03.2010, 10:44

                                

   Мартовский день залит лучами яркого, но всё ещё холодного солнца, а в душе зреет предчувствие чего-то светлого и лёгкого, весеннего…

Камерный зал Одесской филармонии переполнен – премьера. Афиша, как всегда, немногословна, но сколько всего кроется за этими словами:

« Лауреат литературных премий им. К. Паустовского и И. Рядченко Елена Куклова в программе «Как нарисовать птицу» по произведениям Жака Превера.
Принимают участие: лауреат международных конкурсов  Елена Вишневская (меццо-сопрано),  заслуженная артистка Украины Виола Демидова ( фортепиано), режиссёр –  Сергей Сеславинский

  Давайте вглядимся чуть пристальнее, ведь каждый из четырёх создателей программы – личность творческая, неординарная. А с именем  одного из лучших представителей сюрреализма французской поэзии, романтика, бесшабашного бродяги-поэта, чьи верлибры самым невероятным образом поются при прочтении – Жака Превера, знакомы многие, даже те, кто понятия не имеет о направлениях вообще и о направлениях в поэзии, в частности.

 И те, кто не отличит на слух дактиля от верлибра.

 И те, кто не знает французского…

Это, право, лишнее. Поэтический язык понятен всем без исключения. Но сегодняшний случай – особенный.

Всё дело в том, что большинство верлибров Жака Превера положены на музыку, и задушевные песни эти исполняли  Эдит Пиаф, Ив Монтан, Жюлетта Греко, Серж Режьяни…

И может быть, сами вы, того не ведая, напевали без слов, полюбившийся мотив  «Les Feuilles Mortes» ( «Мёртвые листья») или «Barbara»…

На программах Елены Кукловой зрители совершают для себя открытие того либо иного поэта, по-новому взглянув на его творчество. И в том, что сегодня Жака  Превера многие откроют для себя заново, нет никаких сомнений.

    Лёгкими, сочными, красочными мазками своего голоса актриса создаёт  в воображении, внимающих каждому её слову, каждому жесту, зрителей,  силуэт девушки в тонком, промокшем насквозь, летнем платье, и невозможно удержаться от искушения хоть на миг почувствовать себя этой девушкой, оказаться на побережье Атлантики, в провинции Бретань,  в городе, припавшем к склонам холмов, –  в Бресте.  

         

         «Помнишь ли ты, Барабара,

     Как над Брестом шел дождь с утра,
     А ты,
     Такая красивая,
     Промокшая и счастливая,
     Ты куда-то бежала в тот день, Барбара?..»
 

   Рояль встревожен и взволнован:  чувства, которые рождаются в струнных глубинах его души, ему близки, знакомы, и она – его душа раскрывается удивительными соцветиями - музыкой. У рояля музыкант, тонко чувствующий его нежную, звучащую душу, музыкант, наделённый особым даром, очаровательная  Виола Демидова.

Музыка сливается со стихами, и  летящие, светлые потоки эти проникают в сердца слушателей:

 

«…Потом будет поздно,
     скорее меня поцелуй.
     Наша жизнь - это то, что сейчас…»

 

И продолжается волшебство…

На сцену поднимается  Елена Вишневская…

Всякий раз, когда я слышу неповторимый, густо-лиловый тембр её меццо-сопрано, сердце моё замирает сладко и тревожно, словно перед полётом… Её исполнение привносит в песни на стихи Жака Превера нежность и тихую, прозрачную грусть…

Как нарисовать птицу…

Елена Куклова читает  едва ли не самое известное стихотворение Превера, и я влюбляюсь в него заново. Я рисую птицу и знаю, что сейчас, вместе со мной её рисует весь зал. Каждый – свою…

 
 «… и ждите,
ждите затем,

чтобы запела птица.

Если она не поет -

это плохая примета,

это значит, что ваша картина

совсем никуда не годится;

но если птица поет -

это хороший признак,

признак, что вашей картиной

можете вы гордиться

и можете вашу подпись

поставить в углу картины

вырвав для этой цели

перо у поющей птицы!»


И ещё я знаю, что сегодня каждый уйдёт домой с птицей, со своей птицей… Как знать, может быть, это и будет та самая Синяя Птица Счастья, которую так легко нарисовать самому, надо только знать, как…

   Об удивительном даре Елены Кукловой, о её мастерстве перевоплощения, о многоликости, разноплановости и разнохарактерности харизматичных образов, возникающих один за одним, здесь же, на глазах изумлённого зрителя можно ( и нужно!) говорить неустанно.

Без смены декораций и сценических костюмов, без грима, посредством одного только безграничного владения Словом, Елена воплощает  эти образы, и создаётся впечатление множества незабываемых лиц…

В какой-то миг мне показалось, что она и сама похожа на Птицу-Алконост, светлую дивную Птицу из древних пророчеств и легенд, чей чарующий Голос  способен оживить и исцелить от любых душевных недугов, ведь самое лучшее и проверенное лекарство от них – Слово.

К аплодисментам и крикам «Браво!»   стенам камерного зала Одесской филармонии не привыкать, - здесь довольно часто проходят такие замечательные программы.

Сегодняшняя  премьера – не исключение.

… Всё-таки, к  восхищению, что переполняет меня, примешивается оттенок сожаления: хочется слушать ещё и ещё, и эти удивительные голоса двух Прекрасных Елен, и волшебную музыку, льющуюся из-под летящих рук Виолы Демидовой, и наслаждаться профессионально выстроенной программой, в режиссуре которой угадывается талантливый «почерк» лауреата муниципальной премии «Твои имена, Одесса» Сергея Сеславинского.

Но… всё когда-нибудь кончается…

И мне остаётся только, скандируя, вместе с остальными зрителями крикнуть: «Брависсимо! Браво!»

 

                                                      Людмила Шарга

 

               

 

 
 
Категория: Театральные подмостки | Добавил: diligans
Просмотров: 819 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]