Мария Шкапская
Мария Михайловна Шкапская (урожд. Андреевская; 3 (15) октября 1891 — 7 сентября 1952) — русская поэтесса и журналистка.
Петербурженка в четвертом поколении, она выросла в условиях, которые ужаснули бы даже бедствующих персонажей Достоевского. Семья мелкого чиновника Михаила Петровича Андреевского (Шкапской Мария Михайловна стала по мужу) не только жила рядом со свалкой городского мусора, но и кормилась с нее. Дети – их было пятеро – тащили со свалки тряпки для продажи старьевщикам и щепки для обогрева. Старшей, Марии, было 11 лет, когда к параличу матери добавилось сумасшествие отца, и девочке пришлось тащить на себе семью из семи человек. В автобиографии Шкапская рассказала об этой своей страде: «Ходила по стиркам, мыла полы, писала на почте прошения и письма, выступала статисткой по рублю за выход в украинской труппе… Кончить гимназию удалось почти чудом, вырывая зубами плату за полугодие».В 1910 году вышла замуж за сокурсника Глеба Орестовича Шкапского /1891 – 1962/
Произведения Шкапской вызвали сочувственные отклики разных по идейным и творческим ориентациям писателей. Павел Флоренский называл ее «подлинно христианской — по душе — поэтессой» и ставил вровень с Цветаевой и Ахматовой. Максим Горький писал Шкапской: «До Вас женщина ещё не говорила так громко и верно о своей значительности». Однако в середине 1920-х гг. в советской литературной критике творчество Шкапской подверглось резким нападкам: в ряде рецензий говорилось о «пагубности» мировоззрения поэтессы, «насквозь физиологичном и иррациональном», которое «заводит в тупик», а сама Шкапская была названа «эпигоном упадничества». В результате со второй половины 1920-х гг. Шкапская отошла от поэзии и в дальнейшем выступала лишь с очерками о жизни рабочих и крестьян, написанными шаблонным языком раннесоветской публицистики.
Воскрешение поэзии Шкапской произошло в середине 1990-х гг. усилиями, прежде всего, М. Л. Гаспарова, высоко ценившего её стихи сами по себе, а сверх того — видевшего в интенсивно использовавшемся Шкапской приёме «мнимой прозы» любопытную теоретическую проблему. Первые книжные переиздания Шкапской осуществлены в 1994г.
Золушка Серебряного Века
Прежде чем опубликовать это вступительное эссе, я забросила в поисковую систему название. Мало ли было «золушек» в Веке Серебряном.
В нём, как и в любом другом веке, не исключая сегодняшний, были свои короли и королевы, принцы и принцессы, добрые феи и злые колдуньи, пажи и … стрекозы. Значит, были и «золушки». Я не ошиблась.
Поисковик выдал забытое сегодня имя: Мария Моравская.
Но, поскольку «золушка» давно уже стала именем нарицательным, я оставила название.
Речь пойдёт о другой Марии, к которой добрая фея заглянула на минутку, но на бал так и не отправила.
Что ж, добрых фей на всех не хватает, да и балы во все времена были переполнены.
…Трёхстворчатое «итальянское» – в гостиной.
То самое, о котором сказано: одно большое окно.
Оно оказалось таким большим и таким грязным, что пришлось провозиться с ним дотемна.
Два маленьких – наверху в детской и узкое, стрельчатое – в кабинете, отняли гораздо меньше времени.
А это…
От холодной воды руки краснеют, кожа трескается и приобретает синюшный оттенок. Эти трещинки причиняют немалую боль, но ещё более неприятно слышать насмешливый голос M-me Эльской:
– Немедленно приведите в порядок свои руки, m-lle Андреевская! Это руки прачки, а не гимназистки.
Если потереть руки друг о дружку – незаметно – под передником, то к ним на некоторое время возвращается нормальный цвет.
Невесомые батистовые пеньюары, отделанное тончайшим кружевом бельё…
Всё это стиралось легко, но причиняло страдания – о таком белье она могла только мечтать… держа его в своих красных, растрескавшихся руках.
Просыпаться по ночам от ноющей боли в пальцах давно уже вошло в привычку.
От боли было одно спасение: стихи.
Она уходила на кухню, зажигала огарок свечи и писала до утра, бормоча что-то тихонько, потеряв чувство времени и совершенно позабыв о том, что вставать нужно рано.
Язвительные критики назовут её стихи «гинекологическими».
Бледные, истощённые бессонными ночами и кокаином, петербургские богемные дивы найдут в них изрядную долю «животного», плотского эротизма.
Но, совершенно неожиданно для неё самой, стихи очень высоко оценят Блок, Флоренский, Горький, Лозинский и даже, ругая их при этом, на чём свет стоит, Кузьмин:… «…часто грубы, и от неточности выражений, местами непристойны, но поэтическое чувство и движение в них, несомненно, есть…»
И уже через год, в издательстве «Купина неопалимая» выйдет первый сборник «Mater Dolorosa», и сразу за ним – «Час вечерний», «Кровь-руда».
Так откровенно и сильно, ярко, безо всякого стеснения будет звучать в них женское, изначальное, темное, но не униженное и порабощённое естество.
О плотской любви, о соитии, о зачатии впервые заговорила женщина, не стесняясь, заговорила громко и откровенно.
Но столь же неожиданно быстро умолк её голос, как и прозвучал.
По ночам она по-прежнему просыпалась от ноющей боли в суставах, к которой добавилась ещё одна боль – выношенных, но невысказанных стихов.
Статьи и очерки, фельетоны и заметки – вся эта работа, которой она изо всех сил пыталась в себе заглушить Голос, удовлетворения не приносила.
Но она, привыкшая к труду с детских лет, трудилась, не покладая рук, желая быть полезной своему народу.
«Бывшая поэтесса…» – долетит однажды, брошенное в спину неосторожно чьё-то узнавание – на грани злорадства и праздного любопытства.
Тогда она полностью осознает: мертва.
Бывших поэтов не бывает.
Библия
Ее на набережной Сены
В ларце старуха продает,
И запах воска и вербены
Хранит старинный переплет.
Еще упорней и нетленней
Листы заглавные хранят
И даты нежные рождений
И даты трудные утрат.
Ее читали долго, часто,
И чья-то легкая рука
Две-три строки Экклезиаста
Ногтем отметила слегка.
Склоняюсь к книге. Вечер низок.
Чуть пахнет старое клише.
И странно делается близок
Моей раздвоенной душе
И тот, кто счел свой каждый терний,
Поверив, что господь воздаст,
И тот, кто в тихий час вечерний
Читал Экклезиаст.
***
Мне снятся русские кладбища
В снегу, по зимнему чисты,
В венках стеклянных ветер свищет
И гнет усталые кресты.
Переступивших и достойных
Равняет утренняя мгла,
И так смиренно, так спокойно,
Так много грусти и стекла!
Прилечь, притихнуть, стать, как иней.
Как этот хрупкий, скрипкий снег,
И белых туч на кровле синей
Следить прозрачный легкий бег.
И знать, что скорби и волненья
Сквозь этот снеговой покой
Не тронут скорбного успенья
Своею цепкою рукой.
Сердце в ватке
Положу свое сердце в ватку,
Как кладут золотые браслеты.
Пусть в суровой за счастье схватке
Не следит суеверно приметы.
На победу надежды шатки,
Неудачу пророчат ответы.
Положу свое сердце в ватку,
Как кладут золотые браслеты.
***
Что знаю я о бабушке немецкой, что кажет свой старинный кринолин, свой облик выцветший и полудетский со старых карточек и блекнущих картин?
О русской бабушке - прелестной и греховной, чьи строчки узкие в душистых billet-doux, в записочках укорных и любовных, в шкатулке кованой я ныне не найду?
От первых дней и до травы могильной была их жизнь с краями налита, и был у каждой свой урок посильный и знавшие любовь уста.
О горькая и дивная отрава! - Быть одновременно и ими и собой, не спрашивать, не мудрствовать лукаво и выполнить урок посильный свой:
Познав любви несказанный Эдем,
Родить дитя, неведомо зачем.
.
Как часто на Монпарнасе грежу я вдумчиво и привычно об Исаакии в темной рясе, о Библиотеке Публичной.
Возглашаю горькие тосты со своею тоской всегдашней за Неву с Литейного моста, за задумчивую водопроводную башню, и даже (тоска безмерна) за Предварилку, что на Шпалерной.
***
Ты стережешь зачатные часы, Лукавый Сеятель, недремлющий над нами, - и человечьими забвенными ночами вздымаешь над землей огромные весы.
Но помню, чуткая, и - вся в любовном стоне, в объятьях мужниных,
в руках его больших - гляжу украдкою в широкие ладони, где Ты приготовляешь их - к очередному плотскому посеву - детенышей беспомощных моих, - слепую дань страданию и гневу.
***
Веселый Скотовод, следишь, смеясь, за нами, когда ослепшая влечется к плоти плоть, и спариваешь нас в хозяйственной заботе трудолюбивыми руками.
И страстными гонимые ветрами, как листья осенью, легки перед
Тобой, - свободно выбранной довольны мы судьбой, и это мы любовью называем.
***
Лежу и слушаю, а кровь во мне течет, вращаясь правильно, таинственно и мерно, и мне неведомый нечеловечий счет чему-то сводит медленно и верно.
Алчбой бескрайною напоена струя, ненасытимая в ее потоках хищность, через века сосудов новых ищет - и вот - одним сосудом - я.
***
Наследующим имя легион, но нам их лёт невидим и неслышим, а
как им хочется - легчайшим и небывшим - облечься в плоть живую
наших жен.
И воздухом, что так тяжел и густ, дышать у нашего земного моря, и
всех плодов земных - и розовых и горьких - испробовать живой и теплый вкус.
Не загасив огня и травы не примяв, кладут на все таинственную мету, но мы их чувствуем в соблазнах майских ветров и в шелестах июньских трав.
Бесплотная невидимая стая - свиваясь облаком вокруг любовных
пар - колдуют легкие, умело вызывая и в теле трепеты и на ланитах жар.
А после сторожат в ночи зачатный час, чтобы войти и воплотиться в нас
***
О Петербурге
Знаю я — стоит на прежнем месте —
Призрачный и шумный и пустой
Белой уподобленный невесте
С дымчатой измятою фатой.
Жизнь идет широко, заполняя
Странные коротенькие дни.
Звонко одеваются трамваи
В красные и синие огни.
Кажется похожим на когда-то
Виденный и позабытый сон.
Снег лежит как шелковая вата,
Улицы закутаны в картон.
Тонким обаяниям послушна,
Чувствую в душе твои следы —
Весь ненастоящий и воздушный
Город, выходящий из воды.
12.01.1915. Тулуза
Петербуржанке и северянке,
Люб мне ветер с гривой седой,
Тот, что узкое горло Фонтанки
Заливает Невской водой.
Знаю, будут любить мои дети
Невский седобородый вал,
Оттого, что был западный ветер,
Когда ты меня целовал.
***
В ковше Каверинскую Хазу
Дочитывая на лету,
Лететь в трамвае разноглазом
На Николаевском мосту.
И от пролета до пролета
Прочитывая про налет -
Забыть и Хазу, и налеты
Под бешеный трамвайный лет.
И спохватившись у Тучкова,
Что не такой, не тот вагон,
Что вез когда-то Гумилева
Через мосты, века и сон -
Сменить его на первый встречный
И, может быть, опять не тот
И дважды опоздать беспечно
К свиданью деловому - вот
Какая дань весенним светам,
Сумятице весенних дней
От ленинградского поэта.
***
Тумань мне голову, тумань,
Как сладко это мне и внове.
Плывут над временем и кровью
Твои пустынные дома.
И синегрудая мечеть
Отчалила и уплывает.
И бешеным моим трамваем
За нею мне не долететь.
О волны этих рыжих крыш.
Как подлинно его волненье,
И как же он кудряв и рыж,
Безумный ветер современья.
|