03.07.2011, 19:34 | |
ГАЛИНА КУЗНЕЦОВА «Что за комиссия, Создатель», учеником великих слыть… Пиши в оригинальной, только тебе присущей манере, или же подражай учителю, всё одно почерк твой будут сравнивать с почерком учителя и находить, и отмечать влияние его гениальной руки, если не прямо, то косвенно причисляя к эпигонам и тебя и всё написанное тобой. А твои стихи, равно как и проза, пронизаны тончайшей грустью, которая нежна и легка. Такая грусть не в тягость даётся, - во благо. Но «умники» и «умницы» от литературы отметят лишь одно твоё произведение. Назовут его « примечательным явлением в литературе и содержательным историко-литературным источником», главной твоей книгой. Конечно же, это – «Грасский дневник», ведь в нём описаны годы твоей жизни рядом с ним – с Буниным. С их подачи ты интересна лишь как яркий эпизод его жизни, трагедии и любви. Удостоив тебя титула «Грасской Лауры», они определят твоё
место... не в литературе,нет, в трагическом любовном треугольнике: Бунин, Муромцева и ты. Ну что ж… Можно предположить, что кому-то станут интересны не только
страсти, кипящие в Грассе, а твоя жизнь, ты сама... Можно предположить, что стихи твои станут близки кому-то, и возникнет неуловимая связь, определяющаяся как родство душ. Лучший способ узнать о душе – стихи. Загляните…
О, этот сад! Нескошенной травой, Зелёной сетью путая колени, Весь захлебнувшись знойной синевой, Он молча слушал жалобы и пени.
В прорыв ветвей поток далёких крыш Катился вниз своим сухим кораллом, И пробковых дубов над камнем жарких ниш Недвижимо стояло опахало.
И небеса такою болью жгли, Таким ликующим и беспощадным светом, Что гаснущим глазам казалась грудь земли Единственным приютом и приветом…
Сад принял слёз младенческий поток, Благословил своею чащей чистой, Послав щекам чуть слышный холодок Целебной свежести на лентах травянистых… 1937
Город широких улиц, Тенистых улиц-аллей. Город старинных храмов И белых монастырей.
Осенью в грустных парках Сквозь листьев зыбкий навес, Южные звёзды ярки На чёрном шёлке небес.
Днём на жёлтых дорожках Узорных клёнов листы. В небе высоком – Лавры На солнце горят кресты.
Звонкое эхо песен С широкой синей реки, Где под зубчатым лесом Спят золотые пески.
Город дальнего детства, Я слышу сквозь шум морей Шелест ночного ветра В ветвях твоих тополей.
Дарданеллы
Осенний дождь тоскливо сеет, Унылый берег оцепенел. В тумане мутном едва сереют Густые волны Дарданелл.
На мысе камни пустой мечети, Руины, спины горбатых гор, Как будто трупы былых столетий, Как будто пасти звериных нор.
Ныряет в море седом фелука, Дырявый парус легко круглит… О, быть пришельцем – какая мука, Как горько сердце моё болит.
Русь
Полно и щедро твоё наследство. Сладко мне бремя его нести. Точно янтарь полноцветный, детство Тяжкою нитью лежит в горсти.
Лоб окропив в расписных воротах, Денежкой звякнет в стакан слепца, Солнцем осветит в церковных сотах Нимб погружённого в тень лица.
Вынесут ломоть ржаного хлеба. Сяду на паперть мечтать и есть. Чем мне так дорого это небо, Голуби, кровель, рябая жесть?
Видно, сестрой простых богомолок, Пальмовой ветвью кропя лари, В сумрачный мир мне нести осколок Золотоглавой твоей зари. *** И я жила, за днём встречая день, Среди домов и улиц старосветских, Любила их скосившуюся тень И в садиках персидскую сирень, Наперсницу моих мечтаний детских.
Меня грустить учили соловьи На высоте мазепинских откосов, И первые томления любви Ресницы там туманили мои И светлые отягощали косы.
Я приняла в себя печальный хмель Пустых церквей и старых укреплений, И стал сентябрь милее, чем апрель, Моей душе…
*** Иконостас. Суровые иконы. Далёкий город умеряет гул. Я здесь кладу последние поклоны, Чтоб ты в Саду Господнем отдохнул.
Надеюсь я – твой дух не отлетает, Читает мысль мою из-за плеча, В моей руке дрожит и оплывает Заупокойная свеча…
Горюю я – крылом сдвигаю крышу Безмолвного и тесного жилья, Чтоб слышал ты, как тёплый ветер дышит В селениях степного ковыля.
Смогу ли всё пересказать сначала – Твоё наилюбимое дитя – Чтоб ты восстал из земляного вала, Нетленными сединами блестя?
И самым тихим, самым нежным пеньем Баюкая твой утомлённый сон, Верну ли я тебе благоговейно Поэзию младенческих времён?
*** Оставить в мире память о себе! Ни имена, ни книги, ни преданья, Ни скудные друзей воспоминанья Не скажут о земной моей судьбе… О, если бы на обнажённом мысе Сияли между смольных кипарисов На мраморном, на гробовом гербе Два слова, посвящённые Тебе!
*** На горной дымке, смутно-голубой, Узор ветвей раскинутых и снежных… Всё, всё, что мне даровано тобой, Я сохраню в сокровищнице нежной. Меня ничто не мучает, не жжёт По взглядом глаз твоих орлино-зорких… Так пчёлы собирают сладкий мёд С иных цветов, губительных и горьких.
*** По имени назвать тебя не смею И за руку тебя не смею взять И вечером в высокую аллею Одна иду беспомощно блуждать.
Сырая тьма приносит запах чайный Белеющих по стенам смутно роз, И ночь сама томится грешной тайной Неразрешимых, ядовитых слёз.
И там, вверху, где факелом угрюмым Чернеет кипарис сторожевой, Беспомощной и пламенною думой Я издали беседую с тобой.
*** Пролился свет над неподвижным садом. Из купола седого облака Плывут, плывут широким белым стадом, И им вослед гляжу безмолвно я Расширенным и упоённым взглядом.
Волшебная и страшная земля Мне чудится огромным странным садом, Где безутешно жизнью грежу я.
*** В сыром пару теряется гора, Напоминает саклю очерк дома, И призрачная, мрачная пора Душе давно мучительно знакома. О, странствия, о. годы страшных лет, Иных долин истоптанные травы… Всё небо – дымное виденье прошлых лет, Туманное явленье мёртвой славы.
*** В большой, тяжёлой книге бытия, Что для тебя, всезнающего, я?
Простой и слабый, белый мотылёк, Наивно развернувшийся цветок, Дитя, которому твоя рука Отодвигает локоны с виска…
В великолепной книге бытия Что для тебя теперь любовь моя?
*** Пусть всё изменит, всё пройдёт: И прелесть этих слов влюблённых, И томность этих рук сплетённых, – Есть в мире неба синий свод, Дороги белый поворот И гроздья звёзд средь елей тёмных…
«Оливковый сад» ( 1923 – 1929) Изд-во «Современные записки». Париж. P.S. Галина Николаевна Кузнецова (по мужу Петрова; 10 декабря 1900, Киев — 8 февраля1976, Мюнхен) — русская поэтесса и писательница, мемуаристка. В 1918 окончила в Киеве первую женскую гимназию Плетневой, в 1920 вместе с мужем, белым офицером, уехала в Константинополь, затем перебралась в Прагу, а в 1924 поселилась в Париже. Писала стихи и прозу, c 1922 её публикации стали появляться в журналах «Новое время», «Посев», «Звено» «Современные записки», их заметила критика (Вяч. Иванов, Г.Адамович и др.). В 1924 или 1926 через Модеста Гофмана познакомилась с Буниным, у них начался бурный роман. Кузнецова разъехалась с мужем. С 1927 жила вместе с семьей и домочадцами Бунина в Грассе. В 1933 познакомилась с сестрой Фёдора Степуна Маргаритой (1895—1971), в 1934 уехала к ней в Германию. В 1941—1942 подруги снова жили в семье Буниных. В 1949 они переехали в США, работали в русском отделе ООН, в 1959 были вместе с отделом переведены в Женеву, закончили жизнь в Мюнхене.
| |
Категория: Серебряное Слово | | |
Просмотров: 4368 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |