21.03.2010, 20:57 | |
Я не случайно отважилась на беседу с
Сергеем Главацким именно сегодня, во Всемирный День Поэзии. Почему? Ответ –
здесь, в его ответах. На
DILIGANS готовится к открытию поэтическая страничка Сергея, а вслед за ней, я
надеюсь, последует и прозаическая. Итак, мои дорогие, Сергей Главацкий - поэт, драматург, музыкант. Председатель Южнорусского Союза Писателей (Одесская областная организация Конгресса литераторов Украины), член руководства и Президиума Конгресса литераторов Украины. Главный редактор литературного проекта «Авророполис» (2002 – 2010). Составитель Одесской антологии поэзии «Кайнозойские Сумерки» (2008). Организатор Первого Международного поэтического фестиваля «Межгород – 2009» (Одесса). Лауреат Всеукраинской литературной премии им. М. Матусовского (2008, за вклад в развитие русской литературы в Украине). Автор множества публикаций в периодике и сетевых изданиях. В 2006 году вышла книга
стихотворений «Неоновые Пожары», а в Diligans: 21 марта отмечается Всемирный День Поэзии.
Поэзия - ремесло? Профессия? Состояние души, судьба? А стоит ли выделять
поэтов в какую-то отдельную "касту"? Кто они, поэты, в твоём
понимании? Сергей Главацкий: Мне кажется, что вопрос о ремесле и профессии
некорректен. Это система координат, которая неприложима к искусству вообще. Скорее, можно говорить о диагнозе или призвании. Поэтов
не нужно выделять в какую-то особую касту, их и так уже природа выделила. Это
такая же биологически отдельная каста, как аутисты, блаженные, индиго или
«кристальные дети». В XXI-м веке
литераторов не очень занимают вопросы о способности творческих людей (или
рядовых людей) видоизменять нашу реальность, создавать параллельные тонкоматериальные
миры, подобно тому, как мыслительная деятельность человечества создаёт
ноосферу, и подобно тому, как человечество созидает всю свою историю информационный
продукт. Но ведь никто ещё не доказал, что оказывает большее влияние на
эволюцию мира – политика или искусство, и кто сильные мира сего – Владимир
Ленин или Михаил Булгаков, например. Поэт – это сущность с печатью ответственности
за судьбу мира. Не важно, можешь ли ты оказывать влияние на мир или его сегмент,
важно, что ответственность у тебя не меньшая. В этом смысле, поэзия – судьба, с
некими психологическими и парафизическими бонусами и ущербами. Конечно, сейчас
модно это отрицать. Причины этого очевидны. D.: Как ты относишься к фразе, которую многие
считают своим творческим кредо. "Ни дня без строчки!" - такое возможно,
конечно, но... нужно ли? С.Г.: Странно. Среди поэтов, с которыми я общаюсь,
такого творческого кредо нет. Можно ли по этому сказать, что я общаюсь с
плохими или хорошими авторами? Думаю, можно. Конечно, возможно писать каждый
день по пять-десять стихотворений, я даже знаю людей, которые умеют это делать
очень талантливо. Но что из этого получается? Зачастую, одна бесконечная сага. А
каждое стихотворение должно иметь своё лицо. Если человек пишет каждый день,
здесь варианта два: либо ему нужно выговориться, либо у него нет никакого ощущения
поэзии. Потому что поэзии не может быть много. Тот, кто выговаривается –
выговорится и замолчит, на время или навсегда. Тот, кто слепо следует правилу «ни
дня без строчки», скорее, застывший в своём развитии индивидуум. При этом,
конечно, не нужно впадать и в другую крайность, потому что мозг во время творческого
молчания теряет оснастку. Поэтому очень важно достигнуть равновесия. D.: Сетевая литература вытесняет литературу не сетевую,
"бумажную". В чём её преимущество –общеизвестно. А в чём её минусы,
слабые стороны? С.Г.: Вот знаете, ведь рано или поздно интернет падёт.
Многие математики предрекают его коллапс в ближайшие пять лет. И тогда сетевой
литературы не станет. Не исключено, что исчезнет не только интернет, как
средство коммуникации, но и львиная часть информации в нём. В том числе и миллионы
этих невесомых тонн прозы и стихов, в основном, плохих. Никто не будет восстанавливать
информацию, как не восстанавливают её на «падающих» уже сейчас литературных
серверах. В интернете каши, конечно, больше, но она не наваристей. Наши
«кремниевые друзья» гораздо хрупче и недолговечней Александрийской библиотеки…
Я не верю, что есть «бумажная» и «сетевая» художественные литературы, равно как
«бумажной» и «сетевой» научной или учебной литератур. Формы передачи и хранения
информации могут замещать одна другую, языки – умирать и рождаться, литература –
стоит на месте. D.: Обилие литературных порталов в Сети с обилием
же... пишущих. Как обозначить такое явление, как тот же самый
"самсебяиздат"? И как определиться читателю, как отличить поэзию
от... непоэзии. Графомания - это пандемия нашего времени? С.Г.:
Я, к сожалению, не знаю, современных русских писателей, которые бы стали
знаменитыми благодаря самиздату, блогам и публикациям только в интернете.
Несамодостаточность интернета на лицо. Это скорее «Корзина», чем «Мои
документы». Но пусть графоманы лучше думают, что Интернет самодостаточен…
Насчёт читателей, я думаю, что лучший судья – время, поэтому лучше, чтобы
современная литература варилась в своём собственном котле, среди литераторов
(насколько это возможно) некоторое время, прежде чем занять полки книжных
магазинов. Думаю, двадцати-тридцати лет достаточно, чтобы отсеять ненужное. Хотя,
конечно, каждый ищущий читатель всегда, в любом случае, найдёт своего писателя,
где бы тот ни спрятался… Но в этом случае читатель не будет массовым. А
графоман – это очень неточное понятие. Ведь настоящие поэты тоже считают, что
они талантливы, и тоже очень редко удовлетворены своей известностью и собой, и
тоже хотят написать больше хороших произведений за свою жизнь. Но нельзя
считать себя центром вселенной, страны, города, нужно работать над собой и
каждым своим произведением говорить что-то новое миру. Это возможно. Главное
для писателя – идти своей дорогой и не поддаваться на провокации тех миллионов
и миллионов, которые считают себя хорошими поэтами. Ведь такое же завышенное отношение
к себе встречается в любой сфере жизни. Ненужное рано или поздно отпадёт, как
шелуха. Законы пиара тоже имеют свои временные и количественные ограничения.
Пандемия рано или поздно истребляет всех, кто поддаётся заразе. D.: "Времена не выбирают, в них живут и
умирают..." И всё-таки, если бы у тебя появилась возможность выбора, какой
эпохе ты бы отдал предпочтение? С.Г.:На самом деле, человечество эпохи Пятого Солнца так узко зажато во времени между двумя апокалиптическими
катастрофами, известной прошлой и неизвестной будущей, что выбирать время
существования становится неблагодарным делом, я бы даже сказал, неблагодарной
роскошью. Так что гораздо важнее не время пребывания в какой-то определённом
временном отрезке, а место пребывания. Не могу сказать, что мне нравится на
этой планете какое-нибудь место насколько, чтобы там жить. Не говоря уже о трёх
измерениях. Разве что на острове в географическом центре Тихого океана, но
обязательно – со спутниковым интернетом, да. D.: Какие
книги стоят на твоей книжной полке? Есть ли среди них книги твоих
современников? С.Г.:
Да, я на секунду задумался. Самое большое издание – Большая советская
энциклопедия. Книг разных много, много русской классики; вышло так, что из
собраний сочинений – Блок, Бунин и Куприн. Авторы «серебряного» века, Сологуб,
Цветаева, Волошин, Балтрушайтис, мемуары. Радует, что у моих коллег немалые
библиотеки, и то, чего нет у нас, можно взять у друзей. Постмодерна немного, из
него я по настоящему люблю только Алессандро Барикко, но – постмодерн ли это? А
книг современников тоже достаточно, целая полка, в основном, это современные
одесские авторы, в том числе, и молодёжь: D.: Ещё одна
расхожая фраза, почти примета, связанная с Одессой. Считается, что из Одессы
нужно уезжать, чтобы состояться. Как по-твоему, это касается всех провинций или
только "провинции у моря"? С.Г.: Да, в Одессе такая проблема была, есть и будет.
Над Одессой висит дамоклов меч «одной из трёх бывших культурных столиц
Российской империи», и современный город пытается соответствовать своему
прошлому. Но всё зависит от того, что человек подразумевает под словом
«состояться». Кому-то, может быть, хочется стать главным редактором региональной
газеты или какого-либо издательства, а кому-то хочется, например, объединить
все российские, украинские и белорусские союзы писателей и стать в их главе. У
каждого свои «мультики». На самом деле, чтобы каждому дать шанс состояться,
нужно поселить всех людей в центре мира. В Москве, в Лондоне, в Нью-Йорке, не
знаю. Одессы в этом списке нет. Как нет и Киева, и Луганска, и Львова, и
Украины в целом, и многих других «задворок цивилизации», пусть даже горячих
точек этих задворок. Причём, возможность «состояться» в Москве, в Лондоне и так
далее не говорит о самодостаточности этих городов. Они, как раз, не могут без
нас. Опять-таки, гармония. D.: Когда тебе пишется лучше всего? Это особенное
время суток, время года, погода, эмоциональный настрой или совокупность всех
этих факторов? С.Г.:Честно
говоря, ни один из этих факторов не имеет значения, когда у тебя в голове есть
мысль. Но когда есть мысль, нужно умение создать эмоциональный настрой. Потому
что чтобы выстроить архитектуру произведения нужно сосредоточение. Сейчас
пишется обычно периодами, один период облекает стихотворения в какую-то общую
настроенческую или мировоззренческую форму, потом, в период молчания,
происходит мутация внутреннего мира, а потом в нём вызревают новые
произведения. Точно знаю, что в ноябре внутренний мир эволюционирует очень
быстро и уверенно. D.:Твоё творчество ориентировано на вполне
определённого читателя? Каким ты себе его представляешь? С.Г.:Представляю человека, пережившего 2012 год, даже
больше – пережившего двадцатые годы XXI-ого
века. Если тогда люди, разумеется,
будут. А если серьёзно, представляю читателя, который никогда не слушает литературное
радио, а вчитывающегося по три-четыре раза в текст и идущего дальше – вслед
развитию автора. Или умеющего считывать поэтические мыслеформы из ноосферы. Обходя
откровенную словесную чушь. Такая вот феерическая утопия. D.: " Поэты! Умейте домолчаться до стихов!"
Это, своего рода пожелание поэтам оставила Мария Петровых. А что пожелал бы
поэтам ты? С.Г.: Поэтам желаю оставаться самими собой, настоящими,
какими настоящими всегда остаются другие люди, оказавшиеся на своём месте: дворники
– настоящими дворниками, лесники – настоящими лесниками, сумасшедшие –
настоящими сумасшедшими. Потому что каждый человек, оказавшийся на своём месте,
в чём-то – поэт, в чём-то некий инфернальный маг. Даже так – желаю поэтам брать
пример с тех, кто чувствует себя на своём месте и понимает свою роль в
созидании пространственно-временного континуума, но не забываться, что места
поэтам на этой земле нет. Ну, и смириться с этим желаю. DILIGANS поздравляет Сергея с Всемирным Днём Поэзии и
благодарит за беседу. На
наш взгляд, она не была светской и, что самое главное, не была скучной. А
вам, дорогие читатели, мы напоминаем, что если у вас возникнет желание
продолжить беседу, вы можете задать вопрос Сергею здесь же, в комментариях. DILIGANS не прощается с вами, а это значит, что
продолжение следует… | |
Категория: Остановка по требованию... сердца | | |
Просмотров: 1176 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |