08.11.2010, 13:32 | |
И образы восходят к образам…
Цикл «Остановки по требованию сердца» родился не случайно. И эта встреча к разряду «случайностей» тоже не относится. Может быть, оттого и было так тепло в этом ноябрьском золотом вечере… И как-то по-особенному, проникновенно и задушевно звучали голоса тех, кто пришёл вчера в литературное кафе "Мастер и Маргарита", на нашу встречу-остановку по требованию сердца. Слушая поздравления и пожелания, адресованные героине встречи, актрисе, мастеру художественного слова Елене Кукловой, я думала о том, что главный её Дар, всё-таки, умение видеть свет в каждом человеке, в каждом дне.
И образы восходят к образам… Елене Кукловой В правдивость жизни возведя игру,
Взрослела девочка… Большеглазая, худенькая, с едва уловимой, только-только пробуждающейся грацией; в повороте очаровательной детской головки ли, во взмахе тонкой, по-детски худощавой руки ли, во взгляде огромных глаз чистой талой воды ли – во всём юном облике её пробуждалась женщина, и имя звучало мягче и льнуло к губам, лёгкое и тёплое – Елена.
Девочка плыла сквозь время, в радужном ореоле девичьих мечтаний; тайных, сокровенных, тех самых, которые поверяются лишь подружкам да страницам дневника. Девочка парила над землёй, обнимая мир, и мир с радостью распахивал ей свои объятия. Вместе с неуловимым пробуждением Женщины, в девочке пробуждалось нечто особенное. То, что неясной тревогой проскальзывает в цветные детские сны и зовётся Необъяснимым. То, что выделяет её – одну средь многих других; то, чем избранница Необъяснимого отмечена с рождения. Оно - Необъяснимое - напоминает о себе в самые неожиданные минуты, предопределяя дальнейшую судьбу. Замирает сердце в груди, становится тревожно и сладко. Разглядеть Необъяснимое дано тому, кто сам обладает подобным. Объяснить не дано никому. Это – Искра Божья. Это – Дар.
Пишущим во благо
Чужие строки перечитываю вновь Семён Абрамович
Всё начиналось во Дворце пионеров. В том самом, Воронцовском, бывшем и настоящем. Позже, в семнадцать, Елена приходит в студию при Доме актера и попадает к Учителю по призванию, к Учителю с большой буквы – к Зинаиде Григорьевне Дьяконовой: «Учителю на всю оставшуюся жизнь», как скажет сама Елена впоследствии. Там же, в Доме актёра, Елену услышит известнейший артист — чтец Дмитрий Журавлёв, приверженец классической школы, услышит — и благословит на стезю чтицы: «Вы должны избрать путь чтеца!». Дмитрий Журавлёв и Зинаида Дьяконова останутся Учителями и друзьями для Елены на всю жизнь. Первая программа Елены Кукловой состоялась на сцене Одесской филармонии и была поставлена режиссером Евгением Купченко: «Пусть об этом расскажет песня...». Спустя некоторое время в «Вечерней Одессе» появилась первая статья о молодой чтице, которую написала Инна Богачинская, молодой журналист, внештатный корреспондент газеты, ныне – один из известнейших поэтов русского зарубежья.
Мои маршруты Елене Кукловой
Ни дани и ни медали, А к звёздам ведущий маршрут Когда-то в награду дали. Надеюсь – не отберут.
В раскопках души остались Ненабранные номера, Необщих путей фатальность, Проигранная игра.
И берег, болевший морем, И тайнопись катакомб, Навязчивых снов крамольность – Не выразишь ни при ком.
И переулок неброский, В плену у каштана балкон, И местный наркоз папироски, Раскуриваемой тайком.
И непоправимо близко – Не за морем, не за горой, Я вижу, как мчусь по Белинской, Пытаясь вскочить на «второй».
Как ёжилась, как горела Бессмысленно отрицать, И как на руках апреля До срока лишилась отца.
Прожить по кукольной схеме Не смела и не могла. Всегда пребывала с теми, Кто на острие угла.
Но средь пустоты синильной, В ущелье разбитых вер Меня на плаву хранили Маршруты, ведущие вверх. Инна Богачинская
А когда Елена Куклова, 28-летняя чтица одесской филармонии прочла поэму Маргариты Алигер «Зоя» в присутствии автора, та вспомнила, что написала эту поэму в возрасте 28 лет; это была премьера симфонической поэмы «Зоя» композитора Юровского. С тех пор между Маргаритой Алигер и Еленой Кукловой завязываются тёплые, дружеские отношения. В начале восьмидесятых, в феврале, Елена знакомится с Анастасией Цветаевой, которая высоко оценила чтение стихов сестры - Марины Цветаевой: «Она их не играет — она читает!». Вот что пишет Валентина Василенко в своей статье, посвящённой юбилею Елены Кукловой: « Поэтические программы Марины Цветаевой — особая тема в жизни Кукловой. Наша газета писала об истории запрета первой подготовленной Е. Я. Кукловой в 1980 году в Одессе программы. Пробивать разрешение пришлось через Москву, и за это взялся вернейший из друзей — муж, врач Борис Куклов: он подолгу терпеливо просиживал в приемной Главлита (т.е. главного управления цензуры); он обивал пороги Министерства культуры, покуда Елена сидела дома и... плакала. С помощью московских друзей, того же Дмитрия Журавлева, «крамольную» программу удалось отстоять. С огромной благодарностью вспоминает Елена Яковлевна благие усилия в этой борьбе одессита-москвича Ильи Самойловича Зильберштейна — авторитетного литературоведа, подарившего Москве музей личных коллекций, и его супруги, директора ЦГАЛИ Натальи Борисовны Волковой.
А сколько было гастрольных поездок в богатой филармонической биографии Елены Кукловой! Буквально — от Москвы до самых до окраин: до Дальнего Востока. А потом довелось повидать и Америку — там живёт и работает сын Анатолий: физик-теоретик, выпускник МИФИ, теперь он профессор, член Нью-Йоркской академии. Сама же Елена Яковлевна страстно влюблена в Одессу. И нет для нее светлее места, маленького рая на земле, чем камышовые заросли Хаджибеевского лимана, в которые уткнулась маленькая «совецкая» дачка на сваях: туда актриса сбегает из города, едва пригреет солнышко, — и до заморозков. Там — книги, книги, как и в её городской квартире. Они были страстью покойного мужа, кандидата медицинских наук Бориса Степановича Куклова, единственной ценностью, за которой,по его мнению, стоит гоняться, единственным капиталом супружеской пары. А этот негромкий человек был настоящим мужчиной, за которым малоприспособленная к житейским передрягам актриса была, как за каменной стеной. Смерть супруга 30 декабря 2006 года могла выбить Елену Куклову из колеи — но спаслась она творчеством, дав большой годичный цикл литературных программ в память мужа. В этом ее поддержали областной Совет мира и весь творческий коллектив Одесской филармонии.»
И не были серыми и скучными будни девочки, дар которой раскрывался под умелыми и требовательными руками Учителя – Зинаиды Григорьевны Дьяконовой. Ежедневная, ежечасная работа, кропотливый, тщательный отбор материала для программ. Лепка образа: жесты, взгляды, интонации голоса – главного орудия чтицы. Жанр, в котором трудится героиня нашей сегодняшней встречи-остановки, уникален, хотя и относится сегодня к увы, уходящим… Мастер художественного слова – звучит возвышенно, и не зря – высока миссия у артистов, работающих в этом жанре; возвышенно и… архаично. А между тем, искусство это позволило многим слушателям по-новому взглянуть на творчество тех либо иных поэтов, позволило прикоснуться к тому, что замалчивалось, запрещалось – как, например, в случае с Мариной Цветаевой. Уникальность жанра в том, что работают в нём артисты с наиглавнейшим, что есть у человека, с тем, с чего начиналось сотворение Мира, ибо все мы знаем, что в Начале было оно – Слово.
Исцеление Словом
Людмила Шарга
Изрядная доля ленности заложена в нас. И блага цивилизации, зачастую, оказывают нам «медвежью услугу»: зачем читать, если можно посмотреть фильм, где сценаристы, режиссёр и актёры уже создали образы – знай себе – сиди да смотри. Ни в коей мере не хочу приуменьшить значение искусства кино, которое по определению одного из вождей недавнего прошлого… является для нас важнейшим. Но в мастерской Артиста – Мастера Художественного Слова – всё по-другому. Здесь к зрителю выходит Она. Актриса. Чтица. И целая плеяда образов, сотканная из звуков голоса, из жестов рук, из взглядов, рождается в воображении зрителя, а она – Актриса, как ваятель, помогает прочертить, проявить самые яркие, самые характерные черты этих образов. Такова сила её Дара… Сорок пять лет на сцене. Целая жизнь, скажете вы? Десятки жизней, судеб, лиц и ликов. Сотни произведений русской и зарубежной литературы: стихотворения, рассказы, поэмы, очерки… Образы, созданные Актрисой не исчезают – остаются в душах и сердцах зрителей навсегда – так ярки и харизматичны они.
Актриса
Посвящается Елене Кукловой
Кто ты сегодня? Ветер? Снег? Девятый вал? Пески? Ковчег? Чей голос говорит тобой С вершин, где небо лишь прибой Да всплеск души, да вспых крыла? Вот поднялась, вошла, взошла… И зал – затих, И жест – вознёс Нас за тобою В зону грёз Иль в зону гроз – В раскаты строф И в молнии тех вещих слов, Что сбудутся или сбылись… Как остро, больно хлещет высь! О шторм бессмертных голосов, Под силу ль смертному твой шквал? Лицом сменяется лицо, Примериваясь в твой овал. Так вечность обретает смысл, Со сцены посылая весть. И проступает тот, кто был, Чтоб перейти в того, кто есть. Зал-пристань в ожиданье тех, Кто к нам причалит за тобой. Вновь занавес взмывает вверх… Кто ты сегодня? Снег? Прибой? Вера Зубарева
P.S. Творческая гостиная Diligans благодарит всех гостей вчерашнего замечательного вечера, Леонида Яровенко и сотрудников литературного кафе «Мастер и Маргарита», Веру Зубареву – за видеоматериалы, ( ссылка : http://drop.io/eibs5c8/asset/kuklova-video-wmv?ref=yahoo Александра Егорова – за видео и фотосъёмку, Артура Шаргу и Влада Меламеда – за техническую поддержку… и НЕ прощается с вами, дорогие друзья. В скором времени на нашем сайте вы сможете увидеть фото и видеоматериалы встречи-остановки из цикла «Остановка по требованию сердца». До новых встреч! До следующей остановки… P.P.S. Фотографии из личного архива Е.Я.Кукловой
| |
Категория: Остановки DILIGANS | | |
Просмотров: 1200 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||