Надежда Бесфамильная. В Большой без билета.. Часть пятая.
01.11.2011, 16:53






Путешествие в пространстве сцены

Театр начинается с вешалки... Прав был тысячу раз К. Станиславский, утверждая  это,  и гардеробные Большого во всём соответствуют его статусу главного театра страны, но...

Сегодня мы войдём в театр не через гардеробную, а с чёрного хода , чтобы увидеть – нет, не изнанку театра,  а высокотехнологичное театральное царство 21-го века .  Не забудьте надеть удобную виртуальную обувь – нам предстоят долгие переходы от этажа к этажу по рабочим винтовым лестницам, фальшполам подземелья и решетчатым настилам колосников – туфли на шпильках здесь неуместны!

Даже для штатных технических сотрудников и артистов  Большой театр после реконструкции скрывает в себе много новшеств, что уж говорить о зрителях-завсегдатаях и, тем более, о тех, кому ещё ни разу не удалось в нём побывать!


Существенных строительно-архитектурных изменений не претерпела лишь старая зрительская часть театра.  Она просто стала ярче, свежее, вновь засияла царственным блеском, возвращающим в эпоху императорского театра. Только современные удобные лифты, забранные в стеклянные стены в пролётах каменных винтовых лестниц, и эскалаторы, ведущие в новый подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью и ставший частью Большого, дают знать о том, что мы находимся в дне сегодняшнем.  А вот пространство сцены изменилось существенно.  Здесь только стены и остались старые. Всё остальное – новый век!


Сначала спустимся на самый нижний – минус шестой этаж здания и пройдём в одно помещение, где увидим  резервуар, бесчисленные трубы и трубки, ведущие к батареям баллонов, датчики и манометры...  Вы начнёте гадать и подумаете: лаборатория алхимика эпохи средневековья?

Нет. Резервуар – масляный, огромный, стальной  – на 15000 литров! Баллоны – гидроаккумуляторы, над ними уровнем выше -  азотная станция, создающая необходимое давление в системе, и дальше – длинные трубопроводы, разносящие масло на многочисленные гидравлические приводы. Это  сердце нижней механизации сцены – гидро-насосная станция. Отсюда  гидравлическое масло через вентильные регулирующие блоки поступает на гидравлические цилиндры, которые, приходя в действие, тянут мощные стальные тросы сценических конструкций, тем самым заставляя их двигаться – подниматься, опускаться, открываться, закрываться... А от приводов масло по обратке возвращается на станцию. Замкнутый гидравлический контур – всем понятны его преимущества!

Самые огромные  и мощные гидравлические цилиндры у сценических площадок, что и понятно: каждая площадка весит больше 20-ти тонн.  Таких цилиндров  семь, по количеству сценических площадок.


Помимо них на сцене имеются грузовые подъёмники, доставляющие декорации с нижних складских этажей театра, противопожарный занавес, портальный мост и портальные осветительные башни, а также несколько площадок оркестровой ямы. Всё это тяжеловесы, надёжную и безопасную работу которых могут обеспечить только гидравлические приводы. Ну чем Вам не корабль?


А ещё от приводов нижней механизации работает противопожарный занавес.  Эта огромная – во весь размер портального проёма и весом более 30 тонн - конструкция, отсекает зрительный зал от сцены и способна противостоять пожару в течение 60 минут – этого времени вполне хватает на эвакуацию зрителей из здания в случае пожара на сцене. Идею "отсечения"  зрительного зала от сцены противопожарным занавесом высказал А. Кавос ещё после пожара 1856г, нанесшего зданию непоправимый ущерб. А первый противопожарный занавес был установлен в Большом в 1928 г. Кстати, в немецком языке противопожарный занавес называют Eiserner Vorhang – железный занавес. У нас, русских, это название вызывает свои ассоциации, связанные с эпохой отчуждения и противостояния Запада и Востока. Пусть же ни тот, ни другой занавес никогда не придут в действие!


Вы ещё не задались мыслью – а как же  все эти монстры заносились в здание театра?...

Сценические площадки размером 21х3 м  (в плане) поставлялись  с завода-изготовителя в укрупнённом (предварительно смонтированном) виде, для того чтобы монтаж их на театре занимал минимальное количество времени.  А ещё потому что  требуемое качество сварных швов обеспечить в условиях стройплощадки невозможно. Конструкции варили  на заводе-изготовителе в Белгороде с помощью современного сварочного оборудования и там же строго отслеживали качество каждого шва.  Доставляли их в центр города на спецтранспорте для негабаритных конструкций ночью, в сопровождении ГИБДД. А  для транспортировки конструкций к месту монтажа внутри сценической коробки театра был смонтирован мощный портальный кран, с помощью которого с улицы, со стороны арьерсцены заносились все конструкции нижней механизации – через арьерсцену, главную сцену - вплоть до оркестровой ямы. Портальный кран был установлен немецкими партнёрами для решения собственных задач, но как же он помог «наводить мосты» взаимопонимания с российскими строителями!  Вот уж твёрдая валюта, так валюта. На стройке, каковую являл собой театр все эти годы и где участвовало большое количество подрядных и субподрядных организаций, многие вопросы оперативно только и можно было решить таким путём – ты – мне, я – тебе ... А иначе – переписка, в которой можно увязнуть по уши, а сроки поджимают.

Из-за специфики крупногабаритного оборудования и строгой технологической последовательности монтажа стена здания театра по северному фасаду (противоположному главному входу в театр) очень долгое время (вплоть до весны 2011 года) оставалась открытой и представляла собой огромный проём. Первые порталы портального крана находились на улице – для принятия конструкций с автотранспорта, а последние заканчивались в зоне оркестровой ямы.  Если Вы ещё не забыли размеры сценических площадок 21х3 м, то теперь представьте себе, как эти громадины медленно приподнимались с платформы грузовика и осторожно заносились по воздуху на сцену. И здесь опять на ум приходит сравнение с лайнером. А ещё представьте себе хрупкую балерину, парящую над полом этих конструкций – всё ради неё, ради её плавного приземления на посадочной полосе сцены! И всё ради твоего удовольствия, дорогой зритель!


Итак, конструкцию занесли.  И тут же - монтировать, ведь места для хранения в театре нет! И снова всё как в заводском цеху -  резать, сверлить, сваривать, свинчивать...

На тему сварки  стихотворение одно у меня написалось пару лет назад. И опять читателям было невдомёк, что ноги у этого стихотворения из Большого театра выросли.


Сварная радуга. (Гроза)


http://www.stihi.ru/2009/05/21/2952


Написано для Тропинок ассоциаций  – 6 в игре Двух Паскалей № 451


Заданные слова: катет-тишь-лучший-открыть


Варила встык, внахлёст и с КАТЕТОМ,

Громила ТИШЬ прибором сварочным,
Трудилась так над сводом арочным,
Что на Луне дивились кратеры.

Внушала страх средой озоновой,

И флюсы пробовала ЛУЧШИЕ,
И заедала джемом грушевым,
И не морочилась препонами.

А небо поднимало падуги

И раздвигало ливня пологи,
И ОТКРЫВАЛАСЬ миру молодо
Сварная,
            в семь полосок – 
                                     РАДУГА!



На всякий случай:

Падуга - верхняя вспомогательная декорация (или часть занавеса), скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены.
Катет сварного соединения – геометрический параметр углового сварного шва, характеризующий, среди прочих параметров,  его толщину и прочность.
Флюс – присадка для сварки.


Продолжение следует...
Категория: Проза | Добавил: diligans
Просмотров: 731 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 Надежда Бесфамильная  
Спасибо большое от автора:)
Логотип изменили буквально на днях. Новый, кстати, отличается несущественно: Всё то же самое с той лишь разницей, что растительный орнамент по две стороны медальона, в котором изображён фасад Большого и дата основания (1776г.), заменили на двух муз, удерживающих с двух сторон этот медальон.

1 bramin  
Очень интересно было почитать. Спасибо автору!
Правда ли, что А. Лебедев разработал новый логотип "большого"?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]