Надежда Бесфамильная. В Большой без билета.. Часть пятая.
01.11.2011, 16:53 | |
Путешествие в пространстве сцены Театр начинается с вешалки... Прав был тысячу раз К. Станиславский, утверждая это, и гардеробные Большого во всём соответствуют его статусу главного театра страны, но... Сегодня мы войдём в театр не через гардеробную, а с чёрного хода , чтобы увидеть – нет, не изнанку театра, а высокотехнологичное театральное царство 21-го века . Не забудьте надеть удобную виртуальную обувь – нам предстоят долгие переходы от этажа к этажу по рабочим винтовым лестницам, фальшполам подземелья и решетчатым настилам колосников – туфли на шпильках здесь неуместны! Даже для штатных технических сотрудников и артистов Большой театр после реконструкции скрывает в себе много новшеств, что уж говорить о зрителях-завсегдатаях и, тем более, о тех, кому ещё ни разу не удалось в нём побывать! Существенных строительно-архитектурных изменений не претерпела лишь старая зрительская часть театра. Она просто стала ярче, свежее, вновь засияла царственным блеском, возвращающим в эпоху императорского театра. Только современные удобные лифты, забранные в стеклянные стены в пролётах каменных винтовых лестниц, и эскалаторы, ведущие в новый подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью и ставший частью Большого, дают знать о том, что мы находимся в дне сегодняшнем. А вот пространство сцены изменилось существенно. Здесь только стены и остались старые. Всё остальное – новый век! Сначала спустимся на самый нижний – минус шестой этаж здания и пройдём в одно помещение, где увидим резервуар, бесчисленные трубы и трубки, ведущие к батареям баллонов, датчики и манометры... Вы начнёте гадать и подумаете: лаборатория алхимика эпохи средневековья? Нет. Резервуар – масляный, огромный, стальной – на 15000 литров! Баллоны – гидроаккумуляторы, над ними уровнем выше - азотная станция, создающая необходимое давление в системе, и дальше – длинные трубопроводы, разносящие масло на многочисленные гидравлические приводы. Это сердце нижней механизации сцены – гидро-насосная станция. Отсюда гидравлическое масло через вентильные регулирующие блоки поступает на гидравлические цилиндры, которые, приходя в действие, тянут мощные стальные тросы сценических конструкций, тем самым заставляя их двигаться – подниматься, опускаться, открываться, закрываться... А от приводов масло по обратке возвращается на станцию. Замкнутый гидравлический контур – всем понятны его преимущества! Самые огромные и мощные гидравлические цилиндры у сценических площадок, что и понятно: каждая площадка весит больше 20-ти тонн. Таких цилиндров семь, по количеству сценических площадок. Помимо них на сцене имеются грузовые подъёмники, доставляющие декорации с нижних складских этажей театра, противопожарный занавес, портальный мост и портальные осветительные башни, а также несколько площадок оркестровой ямы. Всё это тяжеловесы, надёжную и безопасную работу которых могут обеспечить только гидравлические приводы. Ну чем Вам не корабль? А ещё от приводов нижней механизации работает противопожарный занавес. Эта огромная – во весь размер портального проёма и весом более 30 тонн - конструкция, отсекает зрительный зал от сцены и способна противостоять пожару в течение 60 минут – этого времени вполне хватает на эвакуацию зрителей из здания в случае пожара на сцене. Идею "отсечения" зрительного зала от сцены противопожарным занавесом высказал А. Кавос ещё после пожара 1856г, нанесшего зданию непоправимый ущерб. А первый противопожарный занавес был установлен в Большом в 1928 г. Кстати, в немецком языке противопожарный занавес называют Eiserner Vorhang – железный занавес. У нас, русских, это название вызывает свои ассоциации, связанные с эпохой отчуждения и противостояния Запада и Востока. Пусть же ни тот, ни другой занавес никогда не придут в действие! Вы ещё не задались мыслью – а как же все эти монстры заносились в здание театра?... Сценические площадки размером 21х3 м (в плане) поставлялись с завода-изготовителя в укрупнённом (предварительно смонтированном) виде, для того чтобы монтаж их на театре занимал минимальное количество времени. А ещё потому что требуемое качество сварных швов обеспечить в условиях стройплощадки невозможно. Конструкции варили на заводе-изготовителе в Белгороде с помощью современного сварочного оборудования и там же строго отслеживали качество каждого шва. Доставляли их в центр города на спецтранспорте для негабаритных конструкций ночью, в сопровождении ГИБДД. А для транспортировки конструкций к месту монтажа внутри сценической коробки театра был смонтирован мощный портальный кран, с помощью которого с улицы, со стороны арьерсцены заносились все конструкции нижней механизации – через арьерсцену, главную сцену - вплоть до оркестровой ямы. Портальный кран был установлен немецкими партнёрами для решения собственных задач, но как же он помог «наводить мосты» взаимопонимания с российскими строителями! Вот уж твёрдая валюта, так валюта. На стройке, каковую являл собой театр все эти годы и где участвовало большое количество подрядных и субподрядных организаций, многие вопросы оперативно только и можно было решить таким путём – ты – мне, я – тебе ... А иначе – переписка, в которой можно увязнуть по уши, а сроки поджимают. Из-за специфики крупногабаритного оборудования и строгой технологической последовательности монтажа стена здания театра по северному фасаду (противоположному главному входу в театр) очень долгое время (вплоть до весны 2011 года) оставалась открытой и представляла собой огромный проём. Первые порталы портального крана находились на улице – для принятия конструкций с автотранспорта, а последние заканчивались в зоне оркестровой ямы. Если Вы ещё не забыли размеры сценических площадок 21х3 м, то теперь представьте себе, как эти громадины медленно приподнимались с платформы грузовика и осторожно заносились по воздуху на сцену. И здесь опять на ум приходит сравнение с лайнером. А ещё представьте себе хрупкую балерину, парящую над полом этих конструкций – всё ради неё, ради её плавного приземления на посадочной полосе сцены! И всё ради твоего удовольствия, дорогой зритель! Итак, конструкцию занесли. И тут же - монтировать, ведь места для хранения в театре нет! И снова всё как в заводском цеху - резать, сверлить, сваривать, свинчивать... На тему сварки стихотворение одно у меня написалось пару лет назад. И опять читателям было невдомёк, что ноги у этого стихотворения из Большого театра выросли. Сварная радуга. (Гроза) http://www.stihi.ru/2009/05/21/2952 Написано для Тропинок ассоциаций – 6 в игре Двух Паскалей № 451 Заданные слова: катет-тишь-лучший-открыть Варила встык, внахлёст и с КАТЕТОМ, Громила ТИШЬ прибором сварочным, Трудилась так над сводом арочным, Что на Луне дивились кратеры. Внушала страх средой озоновой, И флюсы пробовала ЛУЧШИЕ, И заедала джемом грушевым, И не морочилась препонами. А небо поднимало падуги И раздвигало ливня пологи, И ОТКРЫВАЛАСЬ миру молодо Сварная, в семь полосок – РАДУГА! На всякий случай: Падуга - верхняя вспомогательная декорация (или часть занавеса), скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены. Катет сварного соединения – геометрический параметр углового сварного шва, характеризующий, среди прочих параметров, его толщину и прочность. Флюс – присадка для сварки. Продолжение следует... | |
Категория: Проза | | |
Просмотров: 731 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||