10.03.2010, 11:03 | |
Изначально, "о себе говорить ничего не пристало, мне величье других замыкает уста...." Посему - всё, что хотите знать о скромной персоне моей, здесь, в моих произведениях. Это не значит, что они автобиографичны, скорее, наоборот! Но, между строк можно прочесть многое))))) СВЕТ В
ОКНЕ Одесскому дворику и славным его обитателям -
настоящим
одесситам посвящается Время уже давным-давно перевалило за
полночь…. Переполненная молочно-жёлтым, густым светом луна щедро проливала его
излишки на спящий Город…. Дома меняли свои очертания, ветхость и запустение
стирались, трещины на фасадах становились не так заметны, а балконы, мансарды и
водосточные трубы принимали совершенно фантастический вид. Оживали львы и
грифоны, атланты и кариатиды, витая ковка старых ворот змеилась виноградной
лозой, и повсюду, даже в самых маленьких двориках чувствовалась близость моря. Никогда
и нигде ни с чем нельзя спутать этот запах: остывающий и отдающий своё
тепло песок, просоленные пирсы и причалы, и тина, разбросанная и
источающая свежий йодистый аромат. Может оттого и казался Город огромным плавучим островом. Вот-вот поднимутся
паруса, примчится попутный ветер-бродяга, наполнит их, и отправится Город-Остров
в дальнее плаванье и будет плыть до тех пор, пока ветер не умчится далеко-далеко …. И спящий Город станет ждать следующего залётного ветерка…. А жители Города, ни о чём не
подозревая, будут рождаться, ходить в
школу и на работу, ссориться по мелочам и мириться… Они будут пить по утрам чай либо кофе… Они будут обсуждать последние новости, таскать
с рынка первые дары пока ещё плодородной земли и водку из ближайшего
киоска-батискафа….. У них будут рождаться дети…. Жители будут незаметно
стареть, болеть, умирать… Да и какое им, собственно, дело до того, что их Город
- остров… Плывёт он или стоит на месте - для большинства из них это абсолютно неважно… Кто-то из них не
проснётся этим утром, а кто-то проснётся, но не захочет вставать – надоело всё
до чёртиков. Каждый день начинался и заканчивался до тошноты однообразно. Но были среди жителей Города
и те, кто чувствовал попутный ветер в парусах, кто прислушивался и слышал осторожные всплески воды, кто не мог
спать спокойно, когда Город-Остров плыл, - и задыхался, когда Город-Остров
дремал в стоячих водах, ожидая бродягу-ветер…. Их называли чудаками, при их
появлении крутили пальцем у виска – не от мира сего…. хотя они-то, как раз и
были настоящими детьми сего мира, а вот те, слепые, глухие и бесчувственные
были пришлыми. Но их было больше, они были хитрее и изворотливее, они умели
приспосабливаться и лгать. А ещё они умели предавать ближнего. Настоящие же
дети Города ничего этого не умели. Они были бесхитростны и дружелюбны. Корабелы и матросы, рыбаки и грузчики,
булочники, ювелиры, цветочницы и аптекари. В Городе жили ёщё поэты. Они-то больше всех тосковали, когда Город
дремал и, радуясь как дети, слагали стихи и сказки, когда Город плыл. …. обычно в полнолуние ей
писалось легко, строчки так и летели, сплетаясь в причудливые узоры на полотне
сюжета. А сегодня что-то мешало, сдерживало полёт; какая-то тревога витала в
пространстве, едва уловимая, но,смешиваясь с Бог знает, откуда взявшейся, тоской, - она
разрасталась и становилась совершенно невыносимой. Лана прислушалась: неужели
опять нет попутного ветра, и Город болтается в ленивом безмолвии…. Нет, плывёт…
Тогда, что же это? Она отложила тетрадь. Не пишется, и вряд ли сегодня что-то
изменится, - такие «ловушки» уже
случались. Обычно это длилось недолго, дня два-три – не более. Но, тем не
менее, Лана очень боялась ловушек – каждый раз ей казалось, что это навсегда, и
писать она больше не сможет. Не пишется…. Лана заглянула в комнату
сына: Ростик -маленький спал, крепко обхватив руками подушку и улыбался во сне. Так, - здесь всё
в порядке… Она даже не стала подглядывать его сон, раз улыбается – значит снится ему что-то хорошее, доброе. Лана часто
прогоняла тревожные сны, делала она это легко, мгновенье, - и хмурящийся
малыш уже улыбался…. Подглядывать и прогонять дурные сны Лана умела с детства – никто её этому не
учил… Правда… мама что-то такое говорила о прабабушке – колдунье, но вряд ли
это было правдой. О колдуньях Лана знала
всё-всё, ещё бы, ведь она была Сказочницей. Сочиняла сказки для детей и для взрослых… Но
складывались сказки только тогда, когда
Город-Остров плыл под полными парусами, когда же он дремал, сказки складываться не хотели…. Поэтому и насторожило
Лану сегодняшнее состояние. Ростик - большой тоже
улыбался чему-то во сне, только посапывал он посильнее и подушка в его руках
была побольше. Лана окончательно успокоилась
и решила ложиться спать – вряд ли уже сегодня что-то напишется. Но чувство
тревоги вернулось. Подойдя к окну, она поняла, наконец, что было не так, – в доме
напротив не было света в окне. Вот оно
что… Сердце сразу забилось часто-часто,
и стало ещё тревожнее. Лана привыкла видеть свет в окне напротив и даже
представить себе не могла, что когда-нибудь там поселится черная пугающая
пустота. Что-то случилось там… Что-то
нехорошее, страшное случилось… Может быть, прямо сейчас
пойти туда и узнать обо всём, или позвонить, - есть же телефонный номер… «Да что же это я, - одернула себя Лана, - почему там должно было что-то
случиться. Люди могли уехать на отдых, в
командировку, на дачу… Могли заночевать в гостях, могли продать или обменять
квартиру. Проводка могла выйти из строя… Лампочка могла перегореть… Что я знаю
о жильцах? Почти ничего… Мой звонок
будет некстати. В такой поздний час даже и близким-то можно звонить только в крайнем случае, а
здесь… Я даже не помню, как зовут того человека…. да всё там в порядке. Вот
дурочка-дурёха, придумала себе Бог знает что….» Но чем больше Лана успокаивала себя, тем
скорее тревога перерастала в
уверенность: что-то случилось, нехорошее случилось, иначе чернота за ослепшим
окном не была бы такой пугающей и плотной. До недавнего времени Лана понятия не имела о том, кто живёт в доме напротив,
чьё окно светит ей по ночам, кто зажигает свет в этом окне с наступлением
сумерек. Сочинять сказки без света в окне было невозможно – они получались чёрно-белыми и
грустными. А всем известно, что чёрно-белых сказок не бывает – сказки должны
быть цветными. В редакции детского журнала,
грустные сказки принимать не
хотели и были правы – кому же они понравятся? Тогда Лана стала подходить к
своему окну и смотреть во двор, а так как работала она в основном по ночам, то
и облюбовала для себя яркий квадрат
окна в доме напротив. Обдумывая сюжет, очередной поворот в судьбе героя или
героини, она неизменно смотрела на свет в окне, и судьбоносный поворот всегда приводил к счастливому завершению сказки. В этом году Рождество Ростик- большой
предложил провести в Карпатских горах. Ростик -маленький и Лана пришли в восторг от такого неожиданного подарка.
Недели в маленькой колыбе, среди снежных гор и пушистых смеричек – ёлочек хватило, чтобы Лане показалось, что поездка ей приснилась, настолько слякотно и уныло
встретил их Город. Было ясно, что попутные ветра снова бродяжничали где-то
далеко-далеко за тридевять морей. А вскоре после возвращения к ней подошёл человек с добрыми, но очень усталыми глазами и улыбнулся: - С приездом. Вы ведь уезжали, не так ли? Дней
на шесть… - Да, уезжали. Мы ездили отдыхать всей семьёй в Карпаты…
А что? - Видите ли, - он вновь улыбнулся, но глаза
так и остались грустными, - я живу в этом доме. Вон моё окно… - Кажется, я начинаю понимать, - кивнула Лана,
- это Ваше окно светит мне по ночам, ведь так? - Совершенно верно, - подтвердил человек, - а
мне светит Ваше. И мне было очень тревожно всё это время, пока Вас не было. До Ланы только теперь дошло,
что человек, как и она, привык видеть
свет в окне напротив. В её окне… И свет этот зажигала она сама. - Знаете ли, это просто необходимо видеть свет
в окне напротив, - его голос очаровывал
Лану, казалось, что она давно знает этого человека,
- это вселяет надежду, уверенность и дарит спокойствие. Для жителей нашего
Плавучего Города это просто необходимо. - Как? И Вы тоже? – удивилась Лана. – Откуда
Вы знаете про Плавучий Город? Она вгляделась в его лицо и воскликнула: - А
ведь я Вас знаю! Ну конечно, как же я могла Вас не узнать … Года три назад, помните?...
В Старом парке на книжном развале. Ростик мой тогда был совсем крохой, ему
всего четыре годика было… Мы гуляли и как всегда решили поглазеть на развал, а
Вы стояли неподалёку и листали какую-то толстенную книгу, помните? - Вполне возможно, - согласился человек, - я
довольно часто бываю на развале, - иногда там можно встретить хорошие книги.
Добрые, умные, настоящие сокровищницы
мудрости, без глянцевого блеска переплёта, безо всей этой глупой, пошлой и
никому не нужной мишуры… Да… И что же? - Ростик начал хныкать, просить книгу, которая
стоила довольно дорого. Я и сама очень люблю эту повесть, и потом мы купили полное собрание сочинений Владислава Крапивина. А тогда он просил «Тень
каравеллы» купить. Ему обложка понравилась – читать-то он ещё не умел, а паруса
увидел – и всё…. Я, как ни пыталась оттащить его от книжного лотка, – ничего не
выходило. Я ему объясняла, что дорого,
что денег сейчас нет. И тогда… - И тогда я сказал Вам, что Вы должны быть
благодарны судьбе за сына. Ведь он просил купить ему хорошую, добрую книгу. Книгу,
а не компьютерную игрушку, понимаете? Разве часто сейчас встретишь ребёнка,
который просит купить ему книгу. Это необходимо ценить в человеке, пусть даже и
в таком маленьком… - А ещё Вы сказали мне, что нужно как можно
чаще приходить с Ростиком в старый парк, и вообще гулять по старым улицам
Города. Я запомнила это – и мы теперь только там и гуляем. - Скажите мне, Вы часто бываете в новых
районах Города? - Не очень, - пожала плечами Лана, - но иногда
приходится. Я словно в другое измерение
попадаю. Там всё не так, и… я понимаю, что это чушь, но мне кажется, что и люди
там другие, не такие как здесь, в Старом Городе. - Нет, - мягко возразил человек, - Вы не
ошиблись. Всё именно так - там и люди
другие и время другое… А разве можно не стать другим, живя среди однотипных,
уродливых зданий, напоминающих больше огромные клетки. Вы знаете, Старый Город
строился не хаотично, не случайными людьми. Вы слышали о принципе «золотого
сечения» в архитектуре? Дома на улицах и бульварах Старого Города построены с
соблюдением этого принципа. Вот поэтому здесь легче дышать, а в старых домах
свободнее жить и творить… Поселите-ка поэта в блочную клетку – умрёт поэт! Или
ещё хуже – выживет, но умрут стихи в нём. Это смерть заживо – это страшно…. Думаю, что Вы понимаете, о
чём я….Но я задержал Вас и потому – разрешите откланяться. И он действительно
откланялся, чем очень смутил Лану, и начал не торопясь, с достоинством
подниматься по наружной лестнице к себе, на третий этаж старого, увитого диким
плющом и виноградом, дома. Больше им не приходилось
встречаться, но каждый вечер, подходя к окну, она видела ярко освещённое окно, и в душе становилось теплее, и сказки слагались
хорошие, светлые и добрые, цветные-прецветные. …. она вздохнула... нет - не уснуть. Уже утро, наверное… … вышла на кухню, и к окну – а там темно…
Четыре часа утра… Не мешало бы поспать хоть пару часиков, - день предстоит хлопотный… Она задремала, когда
за окном начало сереть, и в этом сереющем утреннем мареве вдруг появился он,
- человек из дома напротив. - Ой, а что же вы… - Нет-нет, - теперь и глаза его улыбались, - я
не хотел Вас пугать, так вышло. А свет в окне будет гореть – это я Вам обещаю.
Я позаботился об этом, просто сегодня оплошал немного. Лана облегчённо вздохнула, и
сразу пропала тревога. - Спите спокойно, я не буду Вам мешать.
Прощайте… А Ваш Ростик вырастет замечательным человеком, вот увидите…. …Проснулась Лана, когда уже совсем
рассвело. Начало восьмого… Если сейчас Ростиков: большого и маленького, не
разбудить, то они обязательно опоздают: большой – на работу, а маленький – в
школу. Странный сон вспомнился
только у подъезда, - там стояла «скорая». А по наружной лестнице из
дома напротив четыре здоровенных мужика-санитара сносили носилки. Накрытое белой
простынёй тело... Тело, конечно же... Теперь тревога, обернувшись страшной
догадкой, сжала сердце цепкими холодными
лапами, сжала до боли… Значит, это был не сон, - он приходил прощаться. А
ведь я даже не знала его имени… … Вечером, когда Ростики
улеглись спать, Лана подошла к окну: ярко светящийся квадрат в доме
напротив словно подмигивал ей: всё в порядке, не беспокойся. Зажги свет и ты,
и пусть свет в твоём окне станет светом надежды для кого-то. А Город-Остров плыл и плыл в океане Времени, навстречу
неизвестности, и попутные ветра гудели в его парусах, и всё больше светящихся окон можно было увидеть в Городе
по ночам, словно люди, живущие в Городе,
вдруг поняли как это важно, - видеть свет в окне напротив…. Если бы Таньку сейчас спросили, зачем она это сделала, она не смогла бы ответить по двум причинам. Во-первых, – её всю колотило так, что даже зубы стучали. Эта противная, мелкая дрожь поднималась изнутри и накрывала Таньку с головой, не давая дышать. Во – вторых – она действительно не знала, почему начала читать не своё, а северянинское стихотворение. Литературные чтения проходили в Доме творчества, в огромной комнате, занимающей добрую половину первого этажа. Дом когда-то давно принадлежал купцу Ганину, а в комнате этой располагалась столовая, и Танька, попав сюда впервые, подумала ,что в такой столовой должны были подавать к обеду что-то необычное, изысканное, суп – прентаньер, например, или профитроли. Макароны явно отсутствовали в меню бывших обитателей этого старого, но всё еще роскошного дома. И сквозь трещины на сложной лепнине потолка, и сквозь изуверски закрашенный масляной краской мозаичный паркет проступало былое великолепие. О супе – прентаньер Танька читала у обожаемого Михаила Афанасьевича, а о профитролях даже и не читала нигде: так, выплыло, откуда- то само собой, прямо как это злополучное стихотворение. И теперь, сидя под лестницей на ящике, в котором уборщица хранила нехитрый свой инвентарь, Танька проклинала тот день, когда, поддавшись на уговоры подруги, пришла на эти чёртовы литературные чтения. Тогда, месяц назад свои стихи читала хрупкая, рыженькая девушка, и Таньке они очень понравились, но у большинства присутствующих ничего, кроме снисходительных реплик, не вызвали. - Так писать нельзя, - втолковывала девчонке худощавая сероглазая дама - поэтесса, довольно известная в городе, как своими стихами, так и своей склочностью. – Это никому, кроме Вас, милочка, не интересно. А сидящая рядом с ней обладательница антикварного серебра на тонких нервных пальцах (видимо её близкая подруга, потому что Танька видела, что они шептались всё время о чём- то своём), снисходительно улыбнулась: - Учиться надо, деточка, у классиков учиться. В общем, стихи рыжей зарубили на корню, и Танька, было, для себя решила, что ничего из написанного читать здесь не будет, как вдруг услышала свою фамилию. Высокий седой мужчина, руководитель литературной студии объявил присутствующим ,что следующая встреча состоится через месяц, и свои стихи прочтёт Татьяна Чалая. - Любопытно, - подруга сероглазой поэтессы так доброжелательно улыбалась, что Танька всё- таки решила придти и читать. Месяц пролетел незаметно. Танька давно уже отобрала пять лучших, на её взгляд, стихотворений, как ей и было сказано, и в назначенный день и час пришла в Дом творчества, а попав в огромную комнату, вспомнила о «тарелочке супа – прентаньер». Она совершенно не слушала, о чём говорили собравшиеся, и опомнилась только тогда, когда седовласый назвал её фамилию. Танька могла поклясться, что слышала эхо стука собственного сердца. «Ищи глаза, - вспомнила она наставления подруги, - найди глаза, в которые будешь смотреть, читая. И тогда всё получится. Запомни – нет ничего хуже, чем нервно бегающие глазки читающего». И Танька выбрала спокойные зелёные глаза седого, отчего ей сразу стало как-то уютнее, и даже сердце её успокоилось. Она прочла первую строчку, и перед глазами, мелькнуло вдруг антикварное серебро. «Таким жестом королевы повелевали рубить головы, - подумала Танька. Вот, стерва!» А стерва бесцеремонно произнесла : «Громче, пожалуйста, что Вы там себе под нос бубните. И потом, Чалая - это что, псевдоним, что ли?» «Вот стерва», - подумала Танька и ответила, - Чалая – это моя фамилия, а ещё, это масть лошади. Есть гнедые, есть каурые, а есть чалые! - И что же это за цвет – чалый? – владелица антикварного серебра явно была не в духе. - Представьте себе лошадь, которая ухитрилась сделать мелирование, - Танька изо всех сил улыбалась, но внутри у неё снова всё дрожало от волнения. - Да ладно тебе, Соня, пусть девочка читает, - полненькая женщина с лицом доброй феи из старой детской сказки попыталась помочь Таньке. Антикварное серебро ещё раз мелькнуло в воздухе и замерло на столе. Танька прочла две первые строчки: Величье мира – в самом малом, Величье песни – в простоте. «Что я делаю?! Это же не мои стихи!» - Танька растерянно посмотрела на седого, но тот с совершенно безучастным видом делал карандашом какие-то пометки на полях толстого журнала. - Что же Вы замолчали? Продолжайте, пожалуйста, - сероглазая поэтесса насмешливо смотрела на Таньку. И Танька продолжила: Теперь же, после муки крестной, Очищенная, возродясь, Она с мелодией небесной Вдруг обрела живую связь. Дочитав северянинское «Возрождение» до конца, Танька хотела сказать, что Северянин - её любимый поэт, и поэтому она начала с его творчества, но не успела, потому что примадонна недовольно спросила : - А что это за прилагательное у Вас в третьей строфе - «ручейково», или это не прилагательное, а наречие… Или вообще – чёрт знает что! Что за новшество? Да и «зальдить» Ваше режет слух. Это никуда не годится. - У Вас какое образование? – опять это серебро перед глазами. На мой взгляд, все Ваши эпитеты, которыми Вы так щедро здесь разбрасывались, есть не что иное, как элементарная безграмотность. Танька слушала нелестные эти отзывы и мысленно просила прощения у Игоря Северянина. Она, наконец, осмелилась посмотреть в глаза руководителю студии и с изумлением увидела, что тот едва сдерживает смех. - Вы всё знали и не остановили меня, - укоризненно прошептала Танька и в слезах выбежала из комнаты, а седой, не в силах больше сдерживать смех, расхохотался. Сероглазая поэтесса обиженно поджала и без того тонкие губы: - Может быть, Вы объясните нам, что здесь происходит, Сергей Викторович? - Нет уж, милейшая Анна Николаевна, я обьяснять ничего не буду. А тот, кто желает получить объяснения, пусть обратится к творчеству Игоря Северянина. По бледному лицу поэтессы расплылись бесформенные алые пятна. - Так эта нахалка нам Северянина читала? Да как она посмела?! И Вы не вмешались, не прекратили этот балаган? - Не может быть, - растерянно сказала её подруга. А кто её вообще сюда привёл, эту дрянь? Танька услышала шаги в коридоре и замерла. «Слава Богу, мимо. Ничего, скоро они разойдутся, и тогда я выберусь отсюда, пойду домой и никогда больше здесь не появлюсь». - Выходи, Чалая, я знаю, что ты здесь,- услышала она голос седого, и сердце её вновь забилось, как у пойманной в силки птички. Она вышла из своего убежища и тихо сказала: - Простите меня, Сергей Викторович, я и сама не знаю, как это случилось. Я не хотела, честное слово. А он смотрел на неё и вспоминал, как лет тридцать назад сам сидел под этой самой лестницей, только стены здесь были тогда выкрашены в какой- то другой цвет. Сергей Викторович улыбнулся нахлынувшим воспоминаниям. - Да будет тебе, Чалая, не оправдывайся. Запиши-ка лучше мой телефон и адрес. Есть на чём? - Есть,- шмыгнула носом Танька, доставая из кармана джинсов маленький, изрядно потрёпанный блокнот. - Я жду тебя через неделю со стихами. Только обязательно позвони накануне, лучше вечером. И, уходя по широкому, светлому коридору, добавил: - Со своими стихами, Чалая, со своими. Северянин в моей библиотеке давно есть. | |
Категория: Проза | | |
Просмотров: 526 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |