30.08.2010, 18:33 | |
"Фея чайного Ситечка", так называл её Грин. Она была его Дэзи, его Ассолью, вот только паруса оказались алыми не от восходящего солнца... В августе 2010 года подданные страны Гринландия отметили 130-ю годовщину со дня рождения своего кумира. А в сентябре исполнится 40 лет со дня её смерти. Здесь приведены отрывки из её книги воспоминаний о Грине, где он предстаёт настоящим: без стыдливого умалчивания многими его биографами некоторых человеческих слабостей. А она любила его таким, каким он был, вопреки всем "слабостям" . Ведь любят всегда вопреки, а не благодаря... Итак, Нина Николаевна Грин: Песнь Жизни... «…В 1918
году, в начале зимы, я работала в газете "Петроградское эхо" у
Василевского, там впервые увидела Александра Степановича и познакомилась с
ним. Мне он сначала показался похожим на католического патера: длинный, худой,
в узком черном с поднятым воротником пальто, в высокой черной меховой шапке,
с очень узким, как мне тогда показалось, извилистым носом. Очень бледен и, в
общем, некрасив. Все лицо изборождено крупными и мелкими морщинами. Но,
всмотревшись в это лицо, не хотелось отрываться: находились в нем новые и новые
черты, привлекавшие внимание и раздумье. Иногда казалось, что за этими чертами
плещется пламя.» «…1921 год,
январь. Мрачная, усталая, иду я по Невскому, недалеко от Садовой улицы. Мокрый
снег тяжелыми хлопьями падает на лицо и одежду. Мне только что в райсовете
отказали в выдаче ботинок. В рваных моих туфлях хлюпает холодная вода, оттого
серо и мрачно у меня на душе. …День сер, на душе серо, и все
встречные кажутся мне озябшими, серыми, несчастными. Равнодушно скользит по ним
глаз. Неожиданно среди этих, одинаковых, мелькнуло вдали что-то знакомое.
Вглядываюсь: высокий пожилой человек в черном зимнем пальто идет мне навстречу,
тоже всматриваясь в меня. Не вспомню, кто
это, но где-то часто его видела, и, уже поравнявшись, сразу вспоминаю и
вскрикиваю: "Александр Степанович?!» "Расставшись с тобой, —
рассказывал позже Александр Степанович, — я пошел дальше с чувством тепла и
света в душе. "Вот это наконец-то она", — думал я". " ... стала искать ему осеннее пальто, так как
ходить в пиджаке было уже холодно, а в зимнем пальто еще рано. Однажды, у какого-то
пожилого интеллигентного человека я увидела на руках хорошее темно-серое из
нерусской лохматой материи пальто на серой шелковой подкладке… …Мне
представлялось, как оно будет хорошо на нем. Действительно, широкое и длинное,
оно прекрасно сидело на нем, делая его похожим на какого-либо из своих героев.
Пальто очень понравилось Александру Степановичу, он радовался и охорашивался
перед большим зеркалом в комнате нашей квартирной хозяйки, а я безудержно
ликовала, приплясывая вокруг него. Он носил это пальто с удовольствием, оно
отвечало его представлениям о хорошей мужской одежде. Но... однажды пришел мой
день рождения, денег у нас совсем не было, мама кое-какими домашними
возможностями испекла хороший пирожок. Пирог поспевал, я стала накрывать стол,
а Александр Степанович куда-то собрался, накинув на плечи свое серое пальто, в
котором было уже холодно ходить. "Я, Нинуша, через несколько минут
вернусь, только за газетой сбегаю". За хлопотами об обеде я не обратила
внимания на то, как долго он отсутствовал. Накрыла стол — тут Александр Степанович
и появляется. Ключ у него был с собой, я не слышала, когда он вошел. Жили мы
тогда уже в собственной квартире, этажом выше. Зову садиться за стол, Грин
выходит в свою комнату и возвращается с большой коробкой конфет и несколькими
розами в руках: "Котофеинька мой дорогой, поздравляю тебя с днем твоего
круглопузенького ангела-младенца и прими мои малые собачьи дары. При появлении
пенензов!" Расцеловав его, поставив розы в вазу, заглянув в коробку, я
полюбопытствовала: "А откуда же вы, сэр, на это денег добыли?"Глаза
Александра Степановича сделались смущенными и лукавыми: "Не спрашивай,
потом скажу. И не сердись — иначе не мог. Понимаешь, для души не мог!" Ну, а я не могла потом ждать, приставала и приставала
к нему: — Скажи же,
не могу ждать... — Да я
пальто на Бассейном толчке продал. Не мог, Нинуша, пережить этот день без
подарка тебе…» «…Неторопливо гуляем по набережной.
"В чем, ты думаешь, она должна появиться на балу?" — неожиданно
спрашивает Александр Степанович. "В белом, воздушном и нежном", —
сразу отвечаю я, догадываясь, что речь идет о Молли (роман "Золотая
цепь"). Имя ее мне уже известно. Затем идет долгий разговор о подробностях
бала. Среди персонажей романов мы больше свои люди, чем среди окружающих нас
в действительности. После
"Блистающего мира", уже живя в Феодосии, Грин начал писать
"Золотую цепь", сказав: "Это будет мой отдых; принципы работы
на широком пространстве большой вещи стали мне понятны и близки. И сюжет прост:
воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их". Так,
видимо, было сначала задумано им, став сложнее уже в процессе работы. В течение
нескольких месяцев "Золотая цепь" была написана. И с удивлением
Александр Степанович говорил мне: "Странно: писал я этот роман без
всякого напряжения. А закончил — и чувствую: опустошен до дна... Никогда такое
чувство не появлялось у меня по окончании рассказа. Допишу рассказ, и словно
нити, хотя бы паутинные, а тянутся к новому рассказу, теме". Прошло
несколько недель, и Грин с таинственным видом сообщил: "Ничего. Всё
благополучно. Завелось. И хорошее... Чувствую, как в тумане".Это
зародилась "Бегущая по волнам". Начало давалось очень трудно, но он
был упорен в работе, тем более, что тема была ему ясна, но он не находил
истинного русла ее. А найдя, возликовал. И дальше пошло без существенных
заторов. "Песней льется в
душе", — говорил Грин. Это был большой труд души, так как касался нас
самих. Закончив его, Александр Степанович с ужасом сказал мне: "Нинуша,
понимаешь, опустел я. В голове и душе — полное молчание. Как ни напрягаю
себя, даже сюжет пустякового рассказа не приходит. Словно я не писатель!
Неужели это конец, и творческие мои способности иссякли на этом романе?! Писал
его и казался себе богачом, так многоцветен и полон был дух мой. А теперь, ну
ничегошеньки! Страшно... Я знаю, когда-то должен наступить момент иссякания
моих творческих сил. Жду его в более глубокой старости, встречу спокойно, буду
тогда писать воспоминания. Теперь же это внутреннее молчание пугает меня, я еще
хочу говорить свое"... ...1927 год. Мы
в Москве. Всегда приезжали в Москву за деньгами, а тут — с деньгами, аванс за
проданное Вольфсону Собрание сочинений. Наслаждаемся материальной
независимостью. Питаемся не в столовой Дома ученых или Союза писателей, как
обычно, а у маленькой толстой уютной старушки в Гагаринском переулке. Кормила
она преотлично. Однажды,
запоздав к обеду, я нашла под своей салфеткой длинный коричневый футляр:"
Ого, Саша дарит!" — И стесняюсь при посторонних раскрыть его, но
любопытство одолевает. Кладу футляр на колени, под скатерть,
и под ее защитой заглядываю внутрь: крошечные золотые часики на таком же
браслете. Даже дыхание захватило от радости: у меня никогда не было часов, а
эти часики дали возможность сделать последний подарок Грину: дать умереть в
своем доме, о чем он так долго и бесплодно мечтал и чем так недолго
наслаждался. Грин и
не подозревал, что они положат вещественный фундамент вечной памяти о нем. Все слова о Несбывшемся — личные мысли и чувства
Грина. Это — его символ жизни. То хорошее, что с ним когда-либо происходило, он
умел облекать в такие высокопоэтические образы и слова, что звучало песней, и,
может быть, многим казалось поэтической выдумкой, а было его собственными
переживаниями. Всё то гротескное, нетрезвое, уродливое, отталкивавшее иных от
него, было поверхностным, рожденным средой, нуждой, тяжелой юностью. Оно же
было и аттической солью его творчества. А зерно души чисто и переливчато
сияло, как драгоценный камень под лучами солнца. Если бы горести, пришедшие еще
в детстве и покинувшие его лишь со смертью, не терзали его, жил бы он, как
Артур Грэй,
Эммануил Стиль или Гарвей из своих произведений. Точно так.» "Пишешь задуманное, — говорил Грин, — и всё,
перегоняя друг друга, толпится во мне. Закончил, и... полная пустота, глухо.
Появляется страх: иссяк родник. Неужели навсегда? Цепляешься воображением за
всё, что хранится в памяти. Ворошишь старое на дне этого сундука — и ничего,
ничего. Но проходит время, и не замечаешь, когда в тебе что-то забрезжило.
Сырое, неясное зыблется, рассыпается в арабески. И вдруг блеснет центр, ствол,
какая-то главная важная минута. И снова покой и равновесие, плыву по реке
будущего". Категория: Остановки DILIGANS | | |
Просмотров: 773 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |