Прикосновение времени

                    ПРИКОСНОВЕНИЕ ВРЕМЕНИ

 

 

   Прикосновение Настоящего ( категория и временная и качественная) оставляет неизгладимый след в наших сердцах.

Как правило, проявляется он не сразу, только лишь по истечении Времени, которое, как известно, относительно. В горстке яблоневых зёрнышек-минуток может уместиться невероятное количество судеб, но все эти зёрнышки заключены в единое целое – в яблоко.

   Время измеряется течением вод. «Сколько воды утекло с тех пор» говорим мы, не вникая в изначальный смысл сказанного. И уж никак не случайно то, что люди долго отмеряли срок всего сущего клепсидрой.

   Время то хлещет ливнями, то замедляет свой ход, а то и вовсе перестаёт идти – замирает…

Случалось ли с вами озарение, осознание того, что дожди – явление не природное и отнюдь не случайное?

Но, всё по порядку…

   4 мая 2010 года в Золотом Зале Одесского Литературного музея состоялся творческий вечер Веры Зубаревой – поэта, прозаика, литературоведа, кинодраматурга… одесситки ( стоит ли напоминать о том, что бывших одесситов не бывает?), живущей ныне в США и преподающей в Пенсильванском университете.

Вся программа вечера условно разделилась на три части, и «золотой серединой», несомненно, стал показ документального фильма-повести «Лоцман на трубе» снятого по сценарию Веры Зубаревой и посвящённого памяти её отца – Кима Беленковича.

   Несколько стихотворений в неповторимом авторском прочтении становятся своеобразным камертоном, погружая зрителей в реку Времени, настраивая их на восприятие непростой, яркой судьбы отца Веры, трижды бывшего «на волосок» от смерти и трижды избежавшего(читай – победившего)её.

   Ким Беленкович – человек, чей жизненный путь пролёг через Великую Отечественную Войну, человек неординарный, наделённый недюжинным литературным даром и умением любить. Любить море, родной город и людей, в нём живущих, любить дочь…

Строчки, написанные им на тетради, подаренной маленькой Вере, звучат как напутствие:

« Бесцельно времени не трать –

Нет в мире боле дорогого.

Я подарил тебе тетрадь

Не для занятия пустого.

Пусть море Чёрное шумит,

Пусть старый дуб листвой колышет.

Узнай, о чём он говорит,

Услышь, чего никто не слышит».

И Вера не только смогла «услышать», но и помогла сделать это всем, кто жаждет слышать то, «чего никто не слышит».

Её поэзия, её проза, а также режиссёрские работы ( её фильм "Four Funny Families” по мотивам четырёх чеховских пьес завоевал первое место в конкурсе молодых кинематографистов (Филадельфия, 2001) лучшее тому подтверждение.

… Смещается пространство, плывут и исчезают медальоны Золотого Зала Одесского Литературного музея…

 За окнами солнечный майский день, но слышно, как  где-то идут дожди, смывая тонкие, невидимые грани между «теперь» и «тогда»…

Перед притихшим зрителем возникает дощатый стол, на котором лежат два конверта, два серых крыла вестницы Смерти. Похоронки… А над ними встала женщина: ни слезинки – в очах, ни кровинки – в твёрдо сжатых, прекрасных устах…

   Вера Зубарева читает отрывок из романа, который, как и фильм, посвящён памяти отца, и слушатели переносятся туда, в сороковые, пропахшие порохом и гарью, пропитанные болью и кровью годы.  В эти майские дни отмечается 65-летие Великой Победы, и  фильм «Лоцман на трубе» – это дань уважения и памяти каждому воину, приблизившему  славную дату – 9 мая 1945 года.

А на экране дождь проливается  с небес на землю: течёт Время.

И словно из самых глубин его  выплывают страницы дневника Кима Беленковича.

  Рукопись – нечто живое, хранящее в себе тепло  взгляда, голоса, дыхания; наделённое душой того, под чьей рукой рождалась строка.  Из рукописных строк проступает жизнь полная любви, отваги, мужества, нежности, – нелёгкая, суровая, но счастливая жизнь человека, навсегда связавшего её с морем.

    Завораживает магия чёрно-белых фотографий: в фильме их много, и каждая из них окрашена в цвета радостей и печалей, тревог и  волнений – в главные цвета нашей жизни.

И  цветными оказываются мгновения, запечатлённые на чёрно-белых фотографиях, одухотворёнными и прекрасными – лица…

    В кадры фильма вплетается музыка. Не фоном звучит где-то за кадром – живёт в лёгкой неровности почерка, в нечёткости фотографий, пульсирует невидимой жилкой в светлых струйках дождя…

Автор этой удивительной музыки –  Вадим Зубарев, а страницы дневника Кима Беленковича  и стихи Веры Зубаревой читают Елена Строганова ( имя её хорошо известно, а мастерство любимо и почитаемо в Одессе) и Эдуард Жафарский.

   И вновь уплывают  медальоны Золотого Зала, влекомые  дождём ли… временем ли…

Ладонь моя горит от воспоминаний: на экране –  дождь… и яблоко на раскрытой  женской ладони, яблоко, в котором суть и смысл жизни человеческой.

   И чей-то прощальный взгляд и взмах руки, и тревогу ожидания в силуэте женщины на берегу моря, и крик одинокой чайки – всё это зритель унесёт  с собой, и дорожку эту через старый виадук  с закрытыми глазами пройдёт, каждый камешек узнавая и угадывая, зная, что стая беспечных белых мотыльков неизменно будет лететь на закат…

   И когда в Золотом Зале загорается свет, и медальоны возвращаются на свои привычные места, зритель вернётся другой, просветлённый, испытавший прикосновение Настоящего –  прикосновение Времени.

 

 

                                                                Людмила Шарга

                                                                              Южнорусский Союз Писателей

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: diligans (22.05.2010)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]