Урочная ночь... рядом с роком.
 



    Вспоминается давнее-давнее, солнцем освещённое, бережно хранимое в душе время.
Я, сегодняшняя, понимаю его как "счастливое". Вот сейчас - пишу, и внутри разливается волнующее, нежное чувство...
"Бабушка, почему у Купалы женское имя? Ивана - это ведь Иванка?"
Бабушка что-то отвечает, что – не помню, запомнилось только: не смешивай!     Купало – это наш день, древний, да и наступает Купало раньше, в летний солнцеворот.
Теперь и я понимаю, что на две недели без разбора все праздники перенесли.
Ну, с годовщинами всяких там событий  – ладно – это праздные праздники (кстати, праздник от слова праздный  – пустой.) Беременную женщину предки наши называли "непраздна"  – не пустая то есть.
В орнаментах, которые теперь можно увидеть только на рушниках, да на писанках, есть такой элемент - значок: ромбик, внутри которого точечки. Это знак "непраздности". Кстати, этот же знак означал и засеянное поле.
  А настоящий праздник, это то, что свято. В современном украинском языке сохранилось именно это слово, обозначающее "праздник".
К чему это я?
Да к тому, что никто не может солнышку повелеть на две недели позже "играть"( об этой примете мне тоже бабушка говорила): на Купалу солнце играет:

Как на Купалу рано Солнце играет,

Рано Солнце играет – на добрые годы,
На добрые годы – на тёплые росы,
На тёплые росы – на хлебы-урожаи,
На хлебы-урожаи!
Гой!

   Многие церковные праздники специально были наложены на наши, древние славянские. Крестили-то Русь не только знамением крестным, а всё больше огнём да мечом...
Выжигали, вытравливали старую веру, старых Богов – благо – идолы были в основном деревянными; капища в лесах находились,вот и выжигали их ...вместе с волхвами.
Но вера древняя чудесным образом уцелела, сохранилась, и сплелась с учением Иисуса. Учение это ведь тоже свято – светлое то есть.
А то, что творилось людьми под это учение... так оно и сейчас творится.



Владимир-Солнце это выдумав,

потом прощения просил
за то, что выжег сотни идолов –
Богов языческой Руси.

Взирали скорбно лики древние

на капища в плену огня,
на то, как крестное знамение
испепеляло «чур меня».

Как новой верою гонимые,

не подымая головы,
ушли в леса непроходимые
их верные жрецы – волхвы.

Поруганы. Людьми повержены.

Уснули боги вечным сном.
Но старый праздник мы по-прежнему
зовём как прежде – Семиком.

И, очевидно, не напрасно мы,

храня заветы старины,
сжигаем чучело на Масленой
и ходим в гости на блины.

Окрепла вера христианская,

но люди с давней той поры
в лесах, в глухую ночь купальскую,
плетут венки и жгут костры.

И помнят многое так, словно бы

и не промчались сотни лет,
и поминают в Навьи проводы
всех тех, кого уж рядом нет.

И не понять уже, наверное,

как воедино всё сплелось,
как слиться мог с богами древними
распятый на кресте Христос.

Блуждая в собственных сомнениях

тысячелетие уже,
творим мы крестное знамение
и шепчем «чур меня» в душе.



  Я научилась не смешивать Иоанна Предтечу и Купалу, Илью-Пророка и Перуна, Масленицу привечать, как древнейший из славянских праздников – блинами.
Что такое блин по-вашему? Да ни что иное, как символ Солнца, которому поклонялись наши пращуры. А первый блин кому?
Известно  –  Комам. Не комом, хозяюшки дорогие, а Комам ! Начало присказки помнят все, а дальше? А дальше вот что:  первый русский блин  ничем не отличался от второго-третьего-сотого – русские блины не жарили – пекли, не переворачивая. А вот что касается "кома", то это вовсе не блин, смятый в кучку,  не удался, пригорел, скомкали – и выбросили. «Ком» – это покровитель рода. А Масленица -  комоедица. И присказка звучала в те давние времена несколько иначе:  «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне».
   И свастика воспринимается нами сегодня иначе. А ведь это древнейший солярный знак, который направлен посолонь  – по солнышку. И на посуде, и на одежде, и на оберегах, на всей домашней утвари наших предков встречается этот светлый, добрый знак катящегося солнышка.
Купало  – праздник воды и огня, день летнего солнцеворота, когда Солнечное Колесо, достигнув высшей точки на небе, начинает "обратный путь". В это время Ярило передаёт правление Купале, в этот день богиня Леля также передает власть следующей богине  – Костроме (Полеля). И если Купало –  вода, то Кострома –  олицетворение огня, и лишь потом рыжие языки превращаются в зеленые -  бушует растительное "пламя".
   С летним солнцестоянием связан целый праздничный цикл.
 Неделя перед Купалой называется Русальной. В это время русалки выходят из воды и прячутся на деревьях, зазывают к себе путников, которых могут защекотать до смерти.
От русалок передается женская красота и жизненная сила. Поэтому молодые женщины носили  русалии: изображения птиц с женскими головками на серьгах и зарукавьях.
За два дня до Купалы русалок провожают. Обряд  происходит ночью при свете луны и костров.
   В народе верят, что в эту ночь деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопятся собрать их. В это время цветут редкие загадочные травы: лютый корень, любисток-трава, перелет-трава, разрыв-трава...


   В ночь на Купалу цветет папоротник:  Свети-цвет или Жар-цвет. Бутон Жар-цвета разрывается с треском и распускается червонным золотом.
Тот, кому удалось сорвать цветок, получает магические знания и умения: различать язык животных, птиц, растений, а из разговоров растений узнавать, какая трава от какой хвори. Ему открываются спрятанные в земле клады, он может становиться невидимым, над ним не будет иметь власти нечистая сила, но все это возможно, если помыслы его чисты.
   Неизменным ритуалом купальской  праздничной ночи является скатывание
горящих колес, символизирующих Солнце. Колесо обмазывают
дегтем, yвивают соломенными жгyтами и,подпалив, пyскают с пригорочка.
    У купальских костров водят хороводы, прыгают парами через костер. Прыжки эти служат одновременно испытанием ловкости и испытанием судьбы,
гаданием: чем выше прыжок - тем удачливее судьба.
Те кто вместе прыгнул через костер, считаются соединенными огнем, да не простым - от купальского костра.
   Кроме того, с купальской ночью связано
опускание в речные воды венков с зажженными свечами или лучиной.
Венки плетут из Ивана-да-Марьи или купального цветка. Если венок
потонет сразу –  не верен суженый, не люба ему девица. У кого венок заплывет дальше
всех – будет счастлив, а у кого свеча дольше всех будет гореть  – проживет  долгую жизнь.
За  день до Купалы добывают «живой огонь», от которого потом и зажигают костры.  Добывание "живого огня"  производится наидревнейшим способом: трением двух высушенных кусочков дерева; потом этот огонь разносится по домам.
Вот какой он, древний и юный, вечный Купало....

Купальской ночи звёздная купель

меня в своём безмолвии купала,
когда по тайным тропам я ступала;
О них пропел мне златокудрый Лель.

Венок, сплетённый ночью колдовской,

в струящееся лоно погружая,
судьбу свою течению вверяя,
стояла я над тёмною рекой.

Разрыв-траву вплела я в свой венок

и сон-траву – владычицу пророчеств,
и перелёт-травы прощальный росчерк
звездой упавшей догорал у ног.

А златокудрый пел : «Поторопись.

Уже давно очерчен круг заветный.
Сорви Перунов цвет и до рассвета,
не обернувшись, с ним домой вернись.

Ты станешь прозорлива и мудра,

и беспристрастно будешь «в нави зрети».
Поторопись, уже проснулся ветер,
сорвать Перунов цвет пришла пора».

А что потом?

Безрадостные дни?
Отравленные ожиданьем ночи,
как подтвержденье собственных пророчеств
Вся жизнь моя? Лишь руку протяни…

Умолкни, златокудрый, не мани!

Нет смысла жить, коль сразу всё познав,
на все вопросы я найду ответы.
И я ушла, покинув круг заветный,
цветок Перуна так и не сорвав…



     Не могу не поблагодарить Марию Семёнову, автора замечательной энциклопедии  "Мы - славяне",  Юрия Носова  – автора статьи о праздновании Купалы на Руси и... мою бабушку – за бережно переданную мне в наследство веру в Солнце.
Правда, в последнее время столько всего "новонаписанного" гуляет в Сети.
Тут тебе и "Влесова Книга", тут тебе и "Веды". Такое впечатление, что писалось это по чьему-то заказу, если не под чью-то диктовку.
Где искать, спросите?
Не знаю... Слушайте сердце своё.
    А ещё хочу всем вам пожелать хоть раз в жизни оказаться купальской ночью в лесу, прыгнуть с суженым через огонь и, конечно же, сорвать цветок папоротника.

P.S.  А народ разошёлся... Тут тебе и ночные гуляния, с прыжками через костры, тут тебе и плетение венков, и гадания.

Сколько стихов хороших да разных, празднику этому посвящённых появилось.
Да только ложка, как известно, дорога к обеду.
На бумаге всё, что угодно можно перенести, пересчитать, какой угодно указ можно издать,  бумага, она всё стерпит.

Но Солнце, другим ПРАВилам подчиняется, если не само ли ПРАВила эти устанавливает.

Всем, кто о Купале вспомнил, желаю от всего сердца: в следующем году, не пропустите летний солнцеворот, не проспите ночь купальскую. А вдруг и жар-цвет посчастливится найти.
В урочный час, в урочную ночь, ночь, в которую мы ближе к судьбе стоим: у судьбы, у рока..
Категория: Мои статьи | Добавил: diligans (07.07.2012)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]