Поствечерние размышления: надежда – в подарок
Серединный осенний месяц – октябрь - никогда не повторяется. Он бывает разным: тёплым и ветреным, дождливым и туманным… Октябрь – ещё и месяц странствий для меня. Обычно, в октябре я уезжаю из дому, но в этот раз всё было иначе – слишком трудным, тревожным и холодным выдался он. И только последняя декада порадовала теплом и солнцем, встречами и письмами, среди которых был и анонс вечера поэзии и музыки. Вот несколько строчек этого анонса, но сколь многообещающи они: 27 октября в Лютеранском кафедральном соборе Святого Павла (Кирхе) состоится творческий вечер одесского поэта Ильи Рейдермана «Надеяться на понимание» под музыку органа в сопровождении трубы. Мне не раз доводилось бывать на таких творческих литературно-музыкальных вечерах Ильи Рейдермана в кирхе, где дух захватывает от высоты Слова и Музыки. Где всё соразмерно и размеренно, гармонично и осознанно. Где лаконичность, простота и строгость интерьеров – до аскезы, только усиливает ощущение немыслимой высоты. «Надеяться на понимание»
– так называется книга поэта, вышедшая летом этого года в Москве (М.: Вест-Консалтинг, 2013 – 68 с. Такое название получил и вчерашний вечер, о котором можно говорить много и долго. О том, что зал был полон. О том, что вечер был удачным, возвышенным и цельным. О том, что такие вечера запоминаются надолго, и длятся долго ещё после окончания и прощальных слов и аплодисментов. Ты будто бы продолжаешь диалог с поэтом, отвечая на его вопросы, повторяя строчки стихов, размышляя над ними. Идёт работа духа. "Душа обязана трудиться!" - помните? Мне хочется просто привести запись из своего дневника, сделанную вчера: 27 октября 2013 года, около полуночи. Даже если человека лишить всего, останется надежда. Надежда на лучшее, на то, что всё образуется и перемелется. Надежда на понимание. Человеку свойственны разного рода страхи. Страх одиночества, страх утраты, страх быть непонятым… Да что там, человеку вообще свойственно бояться. Правда, одни боятся за себя – и это считается признаком эгоизма и трусости. А кто-то боится за других, в конечно итоге – всё равно – за себя, потому что эти другие – люди близкие, как правило, если не самые близкие ли. Не от этой ли боязни бросается человек, очертя голову, то в одну крайность – то в другую. И возникают мнимые ощущения свободы, спокойствия и уверенности в себе, в близких, в дне завтрашнем, которые увы – эфемерны и непрочны, хотя и подкрепляются материальным – чаще всего. Но это материальное, если и даёт ощущение свободы, то ненадолго. Очень скоро оказывается, что свобода эта – всего лишь наживка, заглатывая которую, человек становится ещё более несвободен. И снова становится страшно, и снова – крайности, и так – по кругу – долго и бесполезно. А надо-то человеку – всего ничего: воля. А воля… это свобода внутренняя, свобода духа. Добавьте к ней воздуха чистого глоток, слово, музыку – и всё становится на свои места. Но осознать необходимость этого «всего ничего» непросто, для этого «…душа обязана трудиться…» . Но пребывать в душевной праздности легче, быть потребителем проще, как быть разрушителем. Ломать – не строить – душа не болит. А ведь обязана болеть, обязана. Иначе… Иначе, это уже не душа. Это – заплывшее жирком нечто, позволяющее равно-душно существовать плоти. Пустота в пустоте. То, во что превращается наша жизнь, наполненная такими пустотами. Шарахаешься от колонок новостей, понимая, как никогда, что отсутствие оных – сама по себе прекрасная новость. Помидорные бои и литературные оргазмы, марш «зомби» и эротические забавы поэтов и поэток, «поэццкие» перформансы с прилюдным отправлением естественных , но , всё-таки, интимных нужд… Да есть ли спасение от всего этого безумного мира… Вчерашний тёплый октябрьский вечер стал ответом на этот и многие другие риторические вопросы, лишь только я переступила порог Дома, где звучали Музыка и Слово, где светлели человеческие лица и становились мечтательными взгляды, где оживали надежды – а что ещё человеческой душе нужно? В одном добром старом фильме ученик, раскрывая тему сочинения «Что такое счастье?», написал: «Счастье, это когда тебя понимают…». И дарят надежду, позволю себе добавить. Надежду на понимание.
p.s. В программе вечера прозвучали произведения Баха, Гайдна, Чайковского, Лятошинского. За органом – Вероника Струк – организатор и арт-директор органных концертов в кирхе, концертмейстер Одесского Национального театра оперы и балета, дипломант международных фестивалей духовной музыки. Виталий Буйницкий ( труба) – студент 5 курса Одесской Национальной музыкальной академии им. А.В.Неждановой по классу трубы (доц. Борух), артист оркестра Одесского Национального академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов. Илья Исаакович Рейдерман – поэт, культуролог, философ, музыкальный критик, член Союза Писателей России, член Южнорусского Союза Писателей. Людмила Шарга P.P.S. Несколько авторских фотографий вчерашнего вечера ОДЕССКАЯ КИРХА . | |
| |
Просмотров: 1000 | Комментарии: 3 | |