Почему мы так мало знаем об этом… О русалках, которые на русальной неделе оставляют речные и озёрные омуты и выходят на землю. Качаются они на ветках берёз, осин, ив… Перед Русальной неделей девушки отправлялись в лес – берёзку завивать: связывать ветви деревьев разноцветными лентами, чтобы русалок задобрить. А уж как только не называли их: омутницы, водяницы, шутовки, болотницы, берегини, мавки…. на Украине бытовало ещё одно название: Гречухи. Это оттого, что любят русалки кататься и по колосистой ржи, и по гречихе. Там где они бегали и резвились, трава росла гуще, зеленее, зерна в колосе было больше, да и сам колос был огромный. Почему праздник Ивана Купала до сих пор носит двойное название? да и празднуют его на две недели позже. По новому стилю этот день приходится на 7 июля. Но, если вспомнить, чему посвящён этот праздник, то становится понятно – нельзя переносить его ни в коем случае – мы же не можем перенести день летнего солнцестояния… А ведь Купала очень тесно связан с этим явлением. Вот приблизительное описание праздничной Купальской ночи: Празднуется 24 червня (23.06). Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду (для куклы) и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. На зачин торжественно выносят “Ярилу”, куклу из зелёных веток (её делают женщины). Ставят “его” под увитую венками и лентами берёзку и водят хоровод, прославляя Ярилу. Во время хоровода кукла “нечаянно” падает — умирает. Женщины бросаются к “Яриле”, пытаясь “оживить” “усопшего”. Но всё напрасно. Ярило “умер” и “родился” Дажьбог (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). От приготовленного костра-купальца, в поле отправляется “похоронное” шествие — хоронят “Ярилу”. Дойдя до середины поля, вереница людей пятится назад, притворно плача и горюя над “Ярилой”. Кукла кладётся на погребальную краду под поминальные слова “скорбящих” и, после “прощаний” торжественно сжигается. Затем участники праздника собираются на капище, выстроившись в ряд. Начинается второй зачин. Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание. Перед сожжением на костре треба освящается жрецом. Жрец открывает зачин: Влике Всебожье пославимо, Всем подносится братина с сурьей “во славу предков”. Затем жрец читает прославление Дажьбога. Во время обряда обавники собирают обереги для освещения “на любовь”. Жрец поворачивается к собравшимся и подбрасывает “в гору” три блина поочерёдно на три стороны. Кто поймает, тому в ближайшие три месяца улыбнётся счастье. После раздачи освещённых оберегов жрец читает последнее славление: Се бо ящете Орцеxом: “Живинта явленои, Слава Богам! Слава Предкам! Слава Победе! Гой! Клич подхватывают все собравшиеся, вытянув десницу в приветствии Солнцу. Старейшина обходит ряды, наливая каждому братину сурьи: — Слава Богам! — Слава Богам! После принесения требы обавники закрывают обряд. Вокруг украшенной лентами берёзки девушки начинают водить хоровод: Как ходили девочки Припев: Купался Полель, У Купала, у Купала Припев: Купался Полель, Парни же стараются прорваться по одному через хоровод и вырвать деревце. После того, как дерево вырывают, его бросают в реку. Затем волхв зажигает Бессмертный Огонь трением дерева об дерево и передаёт горящую головню одной из девушек. Та зажигает от этой головни огромный костёр-купалец. Вокруг костра посолонь закручивают хоровод и, когда костёр разгорится, начинают петь хороводные подстрочные песни (запевала поёт строку, затем её повторяют остальные). Вот уже огонь охватил шест с колесом, мгновенно спалив его дотла. Хоровод закручивается быстрее, звуки свирели становятся громче… Вдруг, по знаку жреца, хоровод рассыпается и затеваются игрища: “репка”, “коняшки”, “ручеёк”. Когда костер прогорит и осядет, начинается выбор суженых. Девушки и женщины идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого, обсуждая с “кумушками” его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых. Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру-купальцу, через который они прыгают, держась за “купалицу”, куклу на длинной палке. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка. Но, как правило, первый прыжок самый “верный”. Если не уверен в своём обаянии, лучше в первом прыжке “палку-купалку” не отпускать. Те, кто пока не прыгает, поют: Купало Полель, Когда все перепрыгнут через костёр или обретут суженых, волхв спрашивает: “Все ли простили обиды?“ Если найдутся обиженные, судит прилюдно. Затем волхв гадает по жребиям. Произнося заклинания, выкапывает из земли жребий посохом и объявляет волю богов. Если боги не воспротивятся, то все идут с горящими головнями к воде, припевая: Купало Полель, На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого суженые, взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде. После же, скрепив поцелуем уста, рассыпавшись по берегу, ищут люб люба, оставаясь вместе до зари, и это не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам, ведь нет владетеля человеку среди людей. Детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой. Те же, кто не нашел себе суженых, приносят откуп богам. Одних жрец отправляет спать в шалаши, других же назначает в сторожу, охранять мир и покой праздника от недругов. Ночью ходят в лес собирать лечебные травы, искать цветок папоротника, с помощью которого открываются клады. Гадают по сливу ручьев, течению рек и клокотанью родников. На рассвете праздник заканчивается. После волшебной ночи люди идут встречать восходящее Солнце. Тысячелетия не прекращается на Славянской земле празднование Купалы — дня летнего Солнцеворота. Не прерывается священный Обычай. Пока жив Обычай — жив и народ. А двойное название праздник этот получил уже в христианский период. Церковь наложила на древние славянские праздники свои, христианские. Но, как очевидно, память о древней вере наших пращуров живёт в нас. В эту же ночь в Латвии празднуют Лиго – Народный
праздник летнего солнцестояния — Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда
церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием
целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и
гаданиями. Мы
желаем всем найти в эту волшебную ночь цветок папоротника и не просто найти, а
обязательно сорвать его, ведь это можно сделать только один раз в году – в
колдовскую купальскую ночь. Благодарим
сайт «Велесова слобода» за материал о
праздновании Купалы. | |
| |
Просмотров: 694 | |
Всего комментариев: 0 | |