Театр живописи ( Painting Theatre )
19.02.2010, 14:57

                                          


Руководитель студии, автор идеи «Театр Живописи» - Ляля Телятникова, закончила Московский Архитектурный Институт в 1979г., член Союза архитекторов с 1985г., ведет студию с 1980г. без отрыва от архитектурной практики; хореографическое образование получила в балетном классе солистки Государственного Академического Большого Театра Марианы Боголюбской; имеет практику художника по костюмам в других театрах; участвовала в выставках «Художники театра и кино».

Ляля Телятникова следует идее балетмейстера Михаила Фокина и художника Александра Бенуа объединить живопись, музыку и танец в единое зрелище. Танцы, придуманные Л. Телятниковой, отличаются разнообразием хореографического языка. Созданные ею костюмы из самых неожиданных материалов и конструкций придают каждой постановке незабываемую индивидуальность.



    Экспериментировать с хореографией по картинам известных художников Ляля  Телятникова начала ещё учась в Архитектурном институте в 1976-77 г.г. Она много концертировала по Москве, выезжала на гастроли в г.Дубну, г.Юрмалу, г.Ереван. Закончив институт, в своей родной 34-ой английской спецшколе, она ставит со старшеклассниками "Историю танца" (1979) и "Историю Англии" (1980) - костюмные танцевальные спектакли с комментариями на английском языке, спектакли, отмеченные среди школьных театров Москвы.

Осенью 1980 г . её пригласили в ДК ИАЭ им. Курчатова вести студию "Театр танца". В студии занимались в основном школьники старших классов. ("Гжельская Сюита" 1982 г ., "Мотивы Российских Ретро" 1983 г ., "Танцующие сказки" 1984 г .) "Театр Танца" выступал и за пределами ДК ИАЭ на других концертных площадках и на телевидении. В 1985 г . Ляля Телятникова поставила большую танцевальную картину "Спасенные шедевры" к 40-летию Великой победы в Великой Отечественной Войне. Здесь уже все исполнители подбирались в соответствии с точным портретным сходством с живописью, например: очень удачно была представлена "Шоколадница" Лиотара, "Девушка с письмом" Вермеера, "Маха" Гойи. С этой постановкой студия была приглашена на Московский Международный фестиваль молодежи и студентов. Семь дней команда работала в цирке ЦПК и О им. Горького по три спектакля в день. Это событие очень сплотило труппу, исполнительский уровень значительно вырос.

С 1985 по 1994 годы коллектив не имел постоянного места. Многие костюмы пострадали от постоянных переездов и неправильного хранения, но творческая работа не затихала ни на один день. В 1987 году студия получила статус "Любительского театра" при ГУК Исполкома Моссовета. "Палитра времени" 1985 г ., "Верните "Восход Солнца" 1987 г . -- в этом спектакле получили своё многофигурное развитие первые Лялины постановки "Иветт Гильбер" Тулуз Лотрека, "Жена вождя" П.Гогена, "Девочка на шаре" Пикассо, а также появились "Девушки в черном" Ренуара, "Танцовщицы" Дэга, "Виноградники" Ван Гога. Тогда же в студию пришла хореограф балерина ГАБТ Майя Крючкова. Именно она предложила поменять название студии, руководствуясь главным принципом постановок - заимствование содержания и формы из картин. С этого времени студия называется "Театр живописи под руководством Ляли Телятниковой" (дословно по-английски Painting Theatre ).

Очень важной этапной постановкой "Театра живописи" стал спектакль "Русский сезон" (1989- 91 г.г.), в котором Ляля Телятникова окончательно перешла от условного чёрного трико с добавлением цветных деталей к полноценному живописному костюму буквально передающему характер живописи. Поэтесса Елена Иванова специально написала цикл стихотворений к картинам этого спектакля. (К.Сомов "Титульный лист", К.Петров-Водкин "Купание красного коня", И.Левитан "Золотая осень", В.Серов "Портреты", З.Серебрякова "Крестьянки", Ф.Малявин "Смех", В.Борисов-Мусатов "Изумрудное ожерелье", М.Врубель "Демон"). В 1991 г . "Спасенные шедевры" и "Русский сезон" были показаны на Международном фестивале студенческих театров в г. Зеленограде, во всех Творческих Домах Москвы; в 1992 г . - в музеях Шаляпина и Скрябина, на Московском ТВ; о коллективе писали газеты и журналы. Многолетняя творческая дружба связывает Л. Телятникову с поэтом Мариной Шаприо. Шапиро начала писать стихи для постановок театра еще в 1984 г ., когда Ляля работала вместе с ней в архитектурной мастерской. Все без исключения постоянные зрители помнят наизусть ее стихи к «Гаитянкам» Гогена и «Греческим вазам».

В 1992- 93 г .г. Ляля Телятникова работает с картинами эпохи Возрождения. Появляется большой спектакль "Дары Кватроченто" по картинам Пьеро дела Франческо, Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли со стихами Елены Ивановой. В этом спектакле персонажи сначала появляются как бы в реальных сценах из жизни, а затем по впечатлению главного героя - художника, возникают на холсте как герои библейских сцен. Здесь впервые была использована живая музыка в исполнении гитариста А. Лопухова.








С 1994 по 2004 г .г. "Театр живописи" базируется в ЦНИИЭПе жилища, директор института С.В.Николаев фактически спонсирует студию, предоставив помещение для занятий и хранения костюмов.

После отъезда за границу И.Крючковой в студии начала работать педагогом-репетитором балерина ГАБТ Паола Рудницкая, которая с небольшим перерывом продолжает занятия с "Театром живописи" по сей день. С её приходом исполнительский уровень очень вырос, получился настоящий ансамбль. П.М. Рудницкая проработала на сцене ГАБТ 26 лет. Несколько лет была педагогом по классической хореографии в Израиле. С Лялей Телятниковой Паолу связывает единство художественных убеждений, ее богатый творческий опыт помогает реализации самых смелых хореографических идей. П. Рудницкая – великолепный педагог, подготовленные ею ученики поступили в балетные школы Цюриха, Лозанны и Франкфурта.

В 1994 - 95 г.г. был значительно дополнен цикл Импрессионистов: А. Матисс "Мастерская художника", Э. Дэга "Ипподром", К. Монэ "Завтрак на траве". В.Ван Гог "Ирисы", А.Марке "Порт Онфлёр", А.Модильяни "Портреты", Р.Дюфи "Праздничная регата"; звучит музыка Б.Бриттена, К.Дебюсси, И.Равеля, Вайдтейфеля, Ш.Трене и др. Снова Ляля обращается к Е.Ивановой и М. Шапиро за поэтическими интродукциями к картинам.

В 1996 г. "Театр живописи" вновь обратился к теме Русских Сезонов в Париже. Спектакль был разделен на два отделения: I -е -Ностальгия - в него вошли преимущественно ранее поставленные картины, и II -е - символизм, в него вошли: "Греческие вазы", Б.Кустодиев "Купчихи", А.Бенуа "Купальня маркизы", П. Кончаловский "Дубовая ветка", В.Серов "Ида Рубинштейн", Л.Бакст "Ориентальные эскизы", В.Татлин "Мужики", М.Нестеров "Христовы невесты". В этой работе прозвучала музыка всех композиторов, работавших с С.Дягилевым, и замечательные стихи поэтов Серебряного века.

В 1997 г. был показан спектакль "Впечатления", в который вошли новые постановки: К.Моне "Восход солнца", "Впечатления", П.Сезан "Дама в голубом", П.Пикассо "Семья акробата",Е.Лотрек "Салон на улице де Мулен".

10-летний юбилей "Театра живописи" ознаменовался яркой хореографической сюитой на музыку А.Шостаковича "Букеты" Татьяны Мавриной.

В 1999 г . вышел спектакль по картинам Густава Климта "Тоска по счастью". Два года было потрачено на изучение австрийского модерна, на выполнение чрезвычайно сложных костюмов, освоение музыки Малера, Форе, Бетховена и др. В процессе постановки театр преследовали неудачи, из-за травм вышли "из стоя" две солистки. В результате спектакль был показан лишь один раз в ЦДУ.

В 2000 г. увидел свет спектакль к 100 - летию Объединения "Мир Искусства", фактически третий выпуск "Русских сезонов". Были представлены: "Прогулка императрицы" Е.Лансере, "Слободка" И.Левитана, "Итальянская комедия" А.Бенуа, "Хризантемы" И.Грабаря, "Вечерний праздник" Н.Милиоти. Этот спектакль отличался введением сквозного действующего лица, ансамбля персонажей Comedia del Arte - основного героя картин Мирискусников.

В 2001 году был поставлен спектакль "Атрибуты искусства и другие натюрморты". Был сделан новый шаг в освоении изобразительного искусства, начался поиск внутренней сущности живописи, сверхзадачи художника, воспроизвести не только колорит, но и манеру письма, и всё это - языком танца и стилистикой костюма. Публика с благодарностью приняла комментарии к картинам ведущего спектакль архитектора - художника Г.Ушаева. В программу вошли кроме поставленных ранее: "Ирисов" Ван Гога, "Мастерской" А.Матисса, "Дубовой ветки" П.Кончаловского, "Букетов" Т.Мавриной, целый ряд новых: В.Кальф "Бокалы и фрукты на столе покрытом ковром", Ж.-Б.Шарден "Атрибуты искусства", П.Мондриан "Композиция с синим, красным и желтым", А.Дюфи "Красная скрипка", О.Ренуар "Плоды юга", В.Куваев "Тюльпаны". Интересно, что картина "Тюльпаны" демонстрировалась в подлиннике здесь же на сцене, как заставка ко всему спектаклю.

Фестивали, вернисажи, телешоу предлагали "Театру живописи" всякий раз новые (нестандартные) условия для выступлений, более или менее подходящие для этого жанра. И все же картина, как плоское изображение, требует помещения зрителя только в одно положение - перед нею. Поэтому для "Театра живописи" оптимальными являются глубокие портальные сцены с квадратной площадкой (не менее 6 х 6 м кв.) и белым фоном, тогда живопись возникает на чистом холсте через поэзию, музыку, движение... Самым удачным экспериментом, пожалуй, можно считать объединение "Театра живописи" с группой молодых музыкантов, лауреатов международных конкурсов (фортепиано, виолончель, флейта, альт), в концертной программе к 100 - летию "Мира Искусства" показанной на сцене ЦДРИ ( 2003 г .). Исполнение музыки, связанной с эпохой Русских Сезонов в Париже, и показ танцевальных картин А.Бенуа, К.Сомова, Е.Лансере, Л.Бакста - получилось очень органично. Там же впервые были показаны "Ужин" Л.Бакста и "Арлекин и дама" К.Сомова.

Очередным экспериментом в работе "Театра живописи" стало обращение к современной живописи ныне здравствующих художников после удачного опыта с картиной В.Куваева "Тюльпаны". Так на вернисаже Анатолия Любавина в Болгарском Культурном центре ( 2003 г .) была показана его картина "Вальс вокруг белого чайника" где на фоне ностальгического загадочного пейзажа танцуют дети (в исполнении взрослых артистов) и игрушки (в исполнении детей).

Начало работы Ляли Телятниковой в ЦО 1239 с группой детей привело к появлению нескольких номеров в исполнении детского состава "Театра живописи": "Ткачихи" - голландская школа, О.Федоров "Московская драма" ( 2003 г .), Д.Веласкес "Инфанта Маргарита и принц Балтазар Карлос" ( 2006 г .) и другие. Образовательная программа Ляли Телятниковой в ЦО 1239 представляет собой цикл тематических постановок связанных с историей искусства Западной Европы и России .Как правило, в эти проекты привлекаются школьники разных классов с театральными и музыкальными номерами, а "Театр живописи" показывает свои картины в качестве иллюстративного материала:"Вечер французского искусства" 2004 г ., "Спасенные шедевры" 2005 г ., "Рассказы об истории Британии" 2006 г ., "Вечер английской поэзии" 2006 г . В мае 2006 г . детская группа "Театра живописи" выезжала на гастроли в г. Гамбург, в ноябре 2007 г . - весь состав "Театра живописи" (взрослые и дети) в г. Берлин.

В 2008 г . закончилась реконструкция сцены ЦО 1239 (Вспольный переулок д. 6 м ."Баррикадная") по проекту архитектора Ляли Телятниковой, которая теперь может считаться основной площадкой "Театра живописи".


Театр Живописи - Гоген


К стихотворению Марины Шапиро "Греческие вазы"


К стихотворению Марины Шапиро "Греческие вазы"

Луи Тессье - "Ящик с розами"

Пикассо  - Кукольная трагедия

Бенуа - Купальня маркизы




Категория: Театральные подмостки | Добавил: diligans
Просмотров: 3606 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]