Надежда Бесфамильная. Интерьер в овальной раме.
16.09.2010, 19:41

      
                                                                        
                                                                                        НАДЕЖДА БЕСФАМИЛЬНАЯ


   Её нежность и хрупкость великолепно сочетаются с внутренней силой и стойкостью духа.
В стихах, так же, как и в ней самой, сплетаются трогательная беззащитность, открытость и щедрость душевная, и отливающая серебром, лаконичная уверенность, четкость, строгость.
Мне Надюша близка ещё и глубиной своей верности, преданности российской глубинке...

Сегодня  Diligans предлагает  небольшую подборку её стихов.

Встречайте, Надежда Бесфамильная на Авторских страницах!



                     ИНТЕРЬЕР В ОВАЛЬНОЙ РАМЕ

Интерьер в овальной раме: солнца круг в окне квадратном,
Старой крыши треугольник  и летящей птицы ромб...
Я - за краем интерьера, я – извне, смотрю в Обратно -
Жизнь смотрю я в многогранник – старых лет  калейдоскоп.

В нём зачем-то всё  цветное, удивительно цветное,

К черно-белому привыкшей это кажется чудным:
Там  малиновая радость и сиреневое горе,
Изумрудных ожиданий мчит по небу синий дым.

Там, внутри зеркальной трубки, леденцовые стекляшки -

Чуть тряхни,  картинку сложат, описать не хватит слов:
Детских шалостей наивных  невесомую поклажу,
Утра летнего румянец на щеках счастливых снов.

Не могу припомнить точно, есть ли в той игрушке призма,

Что в удачу преломляет незадавшийся сюжет,
Только вижу очень ясно в ней мои максимализмы,
И упрямство, и строптивость молодых зелёных лет.

Там... Но солнечные краски долгий вечер отбирает,

Гаснет жизнь в калейдоскопе ни за четверть пятака.
Не продлить и не исправить... Разожгу скорей фонарик,
И воскреснет пусть невинно убиенная строка!


********

Из цикла стихов «Улица»



                    ЗОНТИКИ МОНМАРТРА

Не помогут понять ни расклады на картах, ни сонники
Волшебства этой ауры, льющей сиреневый свет:
Расцветают на старом Монмартре фиалками зонтики
Под дождём убегающих в дали далёкие лет.

Посмотри, удивись: по какому такому хотению

Вдохновеньем столетий ушедших ведомая кисть
Лессирует дрожащею в воздухе дымкой сиреневой
Чьё-то платье и взгляд, и каштана желтеющий лист?

Увядает гортензии куст лепестком ренуаровым,

Затаясь в палисаде проулочка невдалеке,
И болит чья-то грусть в пелене моросяще-муаровой,
И витает любовь в невесомом прозрачном лаке.

Подскажи, почему же дыханье тоской перехвачено,

Отчего не ищу на родном языке идиом?
Может быть, это я (?) продавщицей каштанов уставшею
По бульвару неспешно бреду под осенним дождём?...


___________

* Лаке – прозрачная ткань с серебристым блеском

* Лессировать от "лессировка" - нанесение тонкого слоя прозрачной

краски на высохшие места картины с целью усиления или видоизменения тона




                          СИНИЙ КРЕПДЕШИН. МАМЕ

Васильковой гладью поля край расшит,
А у мамы платье – синий крепдешин.
Из зенита солнце целится лучом,
Стрекозе неймётся над моим плечом.

На ладони пальцев – на моих пять лет.

Камешек закрался в прорезь сандалет,
Щиколотки колет свежее жнивьё,
Мы идём по полю в детство не моё.

Там бахча и выгон, и овечий гурт,

Пахнет земляникой за ручьём в логу,
Сад и дома абрис в зарослях травы –
Только и остались, чтобы не забыть

И лелеять в сердце, что самой не знать:

Маминого детства довоенный рай.

---------------------------------------


Камешка на камне не оставит жизнь,

Расскажи мне, мама, мама, расскажи,
О недетской доле в молохе войны,
О горящем поле и дороге в тыл,

Про тележьи вёрсты – на далёкий Дон,

Голод и коросту, а ещё о том,
Как ушёл в безвестье Прохоровки дед...
....................................
Там ещё нет места папе, брату, мне,

Но домой вернулись  и редеет марь,

И взрослеет юность, солнцем взорван май,
Как по краю жита васильки бегут,
И уже решила ехать в дальний путь,

Как, колясь иголкой, будешь вскоре шить

Платьице в оборку – синий крепдешин….




                 СЫГРАЙ МОЮ СУДЬБУ МНЕ, МУЗЫКАНТ


                                                             Сидит музыкант и читает стихи,
                                                             Задумчиво в книге страницы листает,
                                                             Он вслед за поэтом слова повторяет,
                                                             От первой до самой последней строки…


                                                     Андрей Ал Васильев  http://www.stihi.ru/2009/10/23/6459


Сыграй мою судьбу мне, музыкант.

Мелодия  твоя придётся впору,
Коль с нею заодно войдёт в затакт
Твоя судьба в заплатах из минора.
Сыграй мою судьбу мне, музыкант!

Сыграй на струнах собственной души –

Пусть на ветру заледенели пальцы,
Ты их к моим печалям приложи
И мыслям – неустроенным скитальцам,
Сыграй на струнах собственной души.

Тебе ли не понять моих стихов,

Бессоньем продиктованных секвенций?
Пускай не строит поначалу хор
Секунд, не дотянувшихся до терций,
Тебе ли не понять моих стихов?

В них всё, о чём печалюсь и не сплю,

Чем запиваю будней сухомятку…
С начальным и конечным слогом «лю»
Играю, малодушничая, в прятки.
В них всё, о чём печалюсь и не сплю.

Сыграй же, музыкант, мою судьбу.

По прописи забытых нотных азбук,
Пусть даже не приемлю, но пойму,
За что же воздаётся свыше /Аз…/ - мне!
Сыграй же, музыкант, мою судьбу!


                    КРАСНЫМ ОГНЁМ НА БЕЛОМ. РЕАНИМАЦИЯ

Красным огнем на белом
Танец стерильных чисел,
Анестезия тела
Лишь оголяет мысли.

Тупо по каннелюрам

Серой инертной массы
Вымученным аллюром
Мчатся, куда – неясно.

Дайте же вдох! Мне выдох

Станет сейчас летальным!
Где из тоннеля выход....
Азимут аберрален....

Или усильте дозу

Выхода за пределы,
Чтобы О-Ж-И-Т-Ь мне в Бозе!
...Красным огнём на белом...

..............................

В контурах стен размытых
И в потолке бездонном
Спит светотень софитов
Реанимационной.

Теплой руки касанье,

Пульса кривые числа,
Ме-длен-но-вспо-ми-на-нье...

Я возвращаюсь к жизни.





Каннелюры -(от франц. cannelure – желобок) – вертикальные желоба на

стволе колонны или пилястры. В стихотворении это слово использовано
в переносном смысле
Аберральный – рассеянный, размытый, искаженный


                   БАЛТИЙСКИЕ ЧАСЫ

Ни бонусов, ни нобелевских премий

Никто их изобретшему не дал:

Клепсидрой волн перетекает время
Из прошлого в неведомо куда.

Лучами солнца циферблат иссечен,

Дрожат на дне рыжинки  янтарей,
Короткий миг растягивает  в  вечность,
Прикрыв глаза, расплавленный борей.

Считает день бессчётных мыслей мили,

Развязывает памяти узлы,
И кажется, что мы всегда здесь были
И никогда не перестанем быть,

И что, увещеваньям  чаек внемля,

Чью клинопись хранит песчаный холм,
Нам вновь переведут на счастье время
Балтийские часы откатом волн.



* Клепсидра - прибор для измерения времени у древних; основан на истечении жидкости из узкого отверстия (как в песочных часах)







                      В КРАЮ ЗАБРОШЕННЫХ УРОЧИЩ


«Через пустырь, где жгучая крапива

теснит чертополох и череду,

я осторожно и неторопливо
в чужую избу, как домой иду.»
Людмила Шарга
http://www.stihi.ru/2010/06/19/4624




В краю заброшенных урочищ - таких теперь и  не застать - на безымянном пальце ночи сияет дальняя звезда. И с высоты небес  ей видно  с увеличеньем во стократ, как в чай с цветущей  старой липы течёт медовый аромат. В цветном фонарике веранды над плотным кружевом стола звенит оса резным дискантом и любопытная игла стремится к вазочке варенья, едва успевшего остыть… Перебираясь по поленьям,  к веранде льнут  мелисса, сныть. Через овальцы  и сердечки жучком подточенных досок следят они не первый вечер, как от стола наискосок, себя ничем не обозначив, не притязая на жильё, пьёт чай с хозяевами дачи воображение моё. На осень  свитер тёплый  вяжет (лицо, изнанка и накид), играет в карты, кости,  шашки – сегодня – точно   в поддавки. И  улетая в поднебесье, до крайней звёздочки  Стожар, не видит, как идёт по лесу мной не придуманный пожар…


Дубулты – Москва

Июль 2010


                           СИНЯЯ СКАМЕЙКА

                                                           Руте Марьяш и нашей синей скамейке
                                                             http://www.stihi.ru/2010/09/02/8556


Дремлет вечер-балагур,

Осень сыплет дождь  из лейки
На пустынном берегу
Мокнет  синяя скамейка.
Лето красило её
Синькой  волн, небесной пылью,
Лепестками васильков
И мечтами голубыми.
Будто нет важнее дел,
Приложила осень руку:
Развела в  бадье дождей
Охру, сурик,  сплин и скуку.
Сентябрю вручила кисть
Для замеса номер девять -
Был юнец шустёр и быстр
Споро дело начал делать.
Стынет серый горизонт,
Киснут листья в ржавых лужах,
Снится ночи хмурый сон,
А зачем такой он нужен?
Синеокая весной,
Плачет кадмием жалейка,
Но, смеясь голубизной,
Не сдаётся лишь скамейка!


                   ПО ВЕЧЕРЕЮЩЕЙ ПОРЕ

По вечереющей  поре,  что станет нам из всех  важней,
Давай не будем о жаре и об отсутствии дождей,
О бумерангах  февраля, круговороте вод и русл
И о надёжных  якорях  в болоте выверенных чувств.
Давай не будем о цветах и  неколючести шипов,
О зле - что нет  склоненья «злах», что биться лбом о том готов.
Но если так, тогда добро не знает множественных чис'л!
Всё выйдет вновь не в глаз, а в бровь...  Не стоит пачкать  чистый лист.
О том, что наш сюжет избит и что повторы не в чести...
Давай ни слова о любви  и, может, нас любовь простит?
………………………………………………………
Но прежде, чем о том молчать, скажи, ты обо мне скучал?
И также верил, что с утра внезапно кончится жара
И в этот странно  мокрый дождь на дождь ты плюнешь и придёшь,
Чтоб вновь серчать на вечный спор, забыв молчанья уговор?
……………………………………………………..
Жарой раскатана пластом – всё о пустом.
Всё о пустом.



P.S. Об авторе:

Надежда Бесфамильная - поэт, автор двух поэтических сборников: "Что когда-то было и когда-то будет" (Москва, 2007) и "Листья на асфальте" (Москва, 2009). По специальности - переводчик. Живёт и работает в Москве.

Авторская страница на Стихи.ру

http://stihi.ru/avtor/besfamilnaja



Категория: Поэзия. Том I. | Добавил: diligans
Просмотров: 1046 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Рута Марьяш  
В её стихах всегда - и поиск, и находки, и откровения истинно-русской речи...
http://stihi.ru/2009/08/05/4060

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]