Июньская остановка.
26.06.2010, 21:37
 


       

       «Пошли мне, Господь, второго…»

 

… при ярко выраженной индивидуальности каждого, которую давно уже нарекли гениальностью, у них очень много общего.

Я перечислю лишь самые значимые точки пересечения двух параллельных прямых, которые, как известно, вопреки всем существующим теоремам и аксиомам, всё-таки пересекаются, правда, только в самых исключительных случаях.

Москва – как исходная точка – точка отсчёта.

 И самая главная, самая «болевая» точка пересечения.

Московские улочки-вены, в русле которых бурлили шестидесятые годы, вели в Политехнический, в Театр на Таганке, …

Июль восьмидесятого года прошлого столетия.

Московская олимпиада. Жара…

Улочки-вены, ведущие к Театру на Таганке, бурлят, закипают, не выдерживая натиска человеческой массы.

Человеческая масса, в свою очередь, не выдерживает горя.

И фальши. И стыдливо-лицемерного молчания СМИ.

Но безо всяких объявлений, сообщений и обращений, к утру все знают о смерти Поэта.

Впрочем, надо отдать дань уважения Юрию Петровичу Любимову:

На фасаде театра – портрет Высоцкого, который власти сразу же требуют заменить на олимпийский плакат.

 Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий».

Ни один билет на тот несостоявшийся спектакль не был сдан.

 

У многих в руках кассетные магнитофоны, из которых рвётся его хрип, уже никем и ничем несдерживаемый.

 

Июнь 2010 года встаёт на крыло. Первое число… Москва.  Жара…

Центральный Дом Литератора…

 

Вот так и заканчиваются эпохи...

Что на смену им приходит? Времена...
От детской, девичьей ещё влюблённости в стихи его не торопилась избавляться...
И не избавлюсь никогда уже...
Не раз упрекали: кумира сотворила...
Нет, кумир этот сам себя сотворил.
Когда уходят Поэты - идёт дождь.
Я абсолютно уверена в этом - идёт.

Тихий, шелестящий, дождинка за дождинкой, вдогонку Душе...
Даже если на всей земле стоит солнечная погода - дождь всё равно идёт...
В дождь покидать Землю легко... наверное...

В одном из посвящений, написанных им на смерть Владимира Высоцкого, я нашла подтверждение … подтверждение своему ощущению дождя.

 

«Наверно, ты скоро забудешь,
как жил на краткой земле.
Ход времени не разбудит
оборванный крик шансонье.

Несут тебе свечки по хляби.
И дождик их тушит, стуча.
На каждую свечку - по капле.
На каждую каплю - свеча.»

 

 

Голоса их были высоки и сильны, и похожи, разве что, своей непохожестью…

Поэт, который родился в мае тридцать третьего, спустя сорок лет попросит у Господа второго, а между тем, этот «второй» уже был послан на Землю.

   ПЕСНЯ АКЫНА


Не славы и не коровы,
не тяжкой короны земной -
пошли мне, Господь, второго, -
что вытянул петь со мной!

Прошу не любви ворованной,
не милостей на денек -
пошли мне, Господь, второго, -
чтоб не был так одинок.

Чтоб было с кем пасоваться,
аукаться через степь,
для сердца, не для оваций,
на два голоса спеть!

Чтоб кто-нибудь меня понял,
не часто, ну, хоть разок,
из раненых губ моих поднял
царапнутый пулей рожок.

И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоем,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.

Прости ему. Пусть до гроба
одиночеством окружен.
Пошли ему, Бог, второго -
такого, как я и как он.

 

  Из  интервью Андрея Вознесенского о Владимире Высоцком:

"Не называйте его бардом, он был поэтом по природе". Понимаете, ведь даже некоторые приятели Володи считали, что его песни - это несерьезная поэзия, как бы годная для того только, чтобы отдыхать, скажем у костра. Но, смотрите, в его песнях стих очень крепок. Он идет от лучших образцов нашей отечественной поэзии XX века. Оказалось, что именно в этих стихах жила наша охрипшая совесть, и до сих пор, заслышав его песни, визжат, скрипят люди, в которых сосредоточены силы торможения. Это ли не еще одно доказательство того, что Высоцкий жив?
Смехотворны печатные упреки в том, что он не национальный поэт, что в нем нет ничего русского. Жаль авторов этих нападок. Они - глухие. Не слышат, не понимают такие его песни, как, например, "Банька", "Кони"... Где как не в сегодняшней России могли они родиться? Во всех его песнях, и это главное, размашисто ломает рамки наш национальный характер - с его юмором, широтой, с надрывом от того, что выпало пережить.»

«О златоустом блатаре
рыдай, Россия!
Какое время на дворе -
таков мессия!»

 

Они оба были прямой противоположностью этого мира.

И возникновение «Антимиров» Вознесенского не случайно, как не  случаен и Высоцкий в его «Антимирах».

 

« …   Тает густая чернота зала, маятник отбивает секунды, "дышит время", на пурпурном фоне задника графически четко и выразительно проступают фигуры актеров, соединяются антимиры - иконописный лик мадонны и скафандр человека будущего - и начинается "протокольный репортаж" времени, стихов, жизни. Безумное неистовство, истерическую одержимость рок-н-ролла комментирует значительный и грустный голос диктора: "Время, остановись - ты отвратительно". Так начинаются "Антимиры". Так начинается спектакль о торжестве поэзии, торжестве человечности, торжестве огромного, щедрого, красочного мира над антимирком Букашкиных, антимирком самоубийств и стриптиза...»

 

 

 Когда-то я  сказала:  только за одну сагу из "Юноны и Авось" простила бы  Поэту все прегрешения: прошлые, настоящие, будущие, будь я наделена таким правом: прощать.

Не отрекусь и сегодня от этих слов…

 

…«…Недосягаем. И предельно близок.
Печален. И, как отрок, резв и весел.
Нервозен, лёгок, уязвим как изок,
Как он, душой и сердцем ахиллесов.»

 

  Детское посвящение, за которое я получила нагоняй от главного редактора районной газеты.

Поэта первой величины какая-то зелёная девчонка осмелилась с кузнечиком сравнить…

С изоком…

С названием того месяца, который закрыл за ним дверь…( изок – в древнерусском языке означает «кузнечик». Месяц июнь в те далёкие времена тоже назывался «изок».)

 

 

Не отрекусь
от каждой строчки прошлой -
от самой безнадежной и продрогшей
из актрисуль.

Не откажусь
от жизни торопливой,
от детских неоправданных трамплинов
и от кощунств.

Не отступлюсь -
"Ни шагу! Не она ль за нами?"
Наверное, с заблудшими, лгунами...
Мой каждый куст.

В мой страшный час,
хотя и бредовая,
поэзия меня не предавала,
не отреклась.

Я жизнь мою
в исповедальне высказал.
Но на весь мир транслировалась исповедь.
Все признаю.

Толпа кликуш
ждет, хохоча, у двери:
"Кус его, кус!"
Все, что сказал, вздохнув, удостоверю.
Не отрекусь!

                           Андрей Вознесенский

 

 

 

Светлая Память Вам, Андрей Андреевич…

Месяц изок закрыл за Вами дверь, но свет Слова Вашего, горячая Ваша строка – с нами.

Легкой дороги тебе, Поэт…



P.S.:


25 июня в литкафе "Мастер и Маргарита" прошла наша традиционная встреча-остановка, которая была посвящена памяти Андрея Вознесенского и Владимира Высоцкого, их судьбам, их творческим контактам, спектаклям "Антимиры" и "Берегите Ваши лица".
Среди наших гостей было немало тех, кому посчастливилось видеть и слышать и Владимира Семёновича и Андрея Андреевича. Это Жанна Жарова, Юрий Работин, Елена Куклова.
Елена Куклова прочла стихотворения и воспоминания об Андрее Вознесенском, написанные его другом, Инной Богачинской. В газетах "Вечерняя Одесса", "Одесские известия", "Известия в Украине" были опубликованы воспоминания Инны и интервью с ней.
Прозвучало и стихотворение, написанное Инной Богачинской в первые же дни после смерти Андрея Андреевича.
На сайте Diligans можно прочесть эти полные любви и, увы, горечи невосполнимой утраты, строки.
Замечательное эссе о творческом пути поэтов и несколько их стихотворений прочёл Семён Абрамович.
Вторая часть встречи, как всегда, прошла в режиме свободного общения и свободного микрофона.
Очаровательная Любавея - Любовь Купцова спела несколько песен, в том числе - новую - на стихи Игоря Потоцкого.
Женечка Красноярова,Клара Меламед, Евгений Голубенко, Наиль Муратов, Лена Журавская, Рита Колобова, и Оленька Лесовикова - наша милая Ростиславна, не расстающаяся со своим фотоаппаратом, благодаря таланту которой, вы сможете увидеть и фотографии нашей встречи-остановки.
Более подробный материал о встрече на сайте Diligans:
http://diligans.ucoz.ru/
А Diligans не прощается с вами и напоминает вам, что мы встречаемся каждую последнюю пятницу месяца в литкафе "Мастер и Маргарита" на Ольгиевской,9.
Об изменениях в проведении встреч см. на нашем сайте( в июле это будет предпоследняя пятница)
Мы благодарим Леонида Яровенко и всех сотрудников этого замечательного кафе.
До новых встреч. До следующих остановок...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Остановки DILIGANS | Добавил: diligans
Просмотров: 721 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]