МАРИНА ЦВЕТАЕВА - АЛЕКСАНДРУ БЛОКУ
А над равниной — Крик лебединый. Матерь, ужель не узнала сына? Это с заоблачной — он — версты, Это последнее — он — прости.
А над равниной — Вещая вьюга. Дева, ужель не узнала друга? Рваные ризы, крыло в крови… Это последнее он: Живи!
Над окаянной — Взлет осиянный. Праведник душу урвал — осанна! Каторжник койку-обрел-теплынь. Пасынок к матери в дом. — Аминь.
Между 15 и 25 августа 1921
КРОВАВЫЙ ОТСВЕТ "СВОБОДЫ"
…Год одна тысяча девятьсот двадцать первый от Рождества Христова… Давно ушла прислуга… На рынок перекочевали одно за одним – театральные платья, драгоценности, коллекция шалей Любови Дмитриевны.. Потом дошла очередь и до книг… Уплотняют – и пришлось переезжать на квартиру к матери – не помогло даже письмо от Горького… Женщина, утончённая, изысканная, мистическая… роковая… не простившая ему «Двенадцать»…напишет в одной из своих тетрадей язвительно и резко: «…сколько подселили, интересно. Хорошо бы, не одного-двух, а всех двенадцать..»
Ей он посвятил когда-то: Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота — то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое!
Февраль... Вечер, посвящённый памяти Пушкина. В зале, среди слушателей Анна Ахматова, Николай Гумилёв – во фраке… Какая-то дама с глубоким, совершенно невероятным декольте – здесь, в зале.. В нетопленом зале, где от дыхания собравшихся воздух парит… На эстраде – Поэт – в чёрном… «На свете счастья нет, но есть покой и воля!» - он бросает в лицо пушкинские строки чиновнику, бюрократу в первом ряду, из тех, кто по определению А.Белого «…ничего не пишут – только подписывают..» И продолжает: «..покой и волю тоже отнимают! Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, а творческую волю – тайную. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем – жизнь для него потеряла смысл…» К началу весны 1921-го, после пережитой зимы с ее «ежесекундным безденежьем, бесхлебьем, бездровьем» он чувствовал себя неважно, страдал от цинги и астмы. Но работал по-прежнему. Поездку в Москву в начале мая отменять не стал. Вот что вспоминает Корней Чуковский, сопровождавший поэта в дороге: «Передо мной сидел какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на него. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другими». На вечере в Политехническом институте случился скандал, кто-то крикнул, что его стихи мертвы, началась свалка, поэта вывели, заслоняя собой, друзья и поклонники. В Петрограде его встречала жена: «Он не улыбнулся ни разу - ни мне, ни всему; этого не могло быть прежде». Он беспрерывно курил – самые крепкие папиросы фабрики «Лаферм». В дни, когда ему было полегче, разбирал архивы, уничтожал часть своих блокнотов, записей. Вспоминает литератор Евгения Книпович: «К началу августа он уже почти все время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого во всю жизнь не забуду. Ему впрыскивали морфий, но это мало помогало...» Он непрерывно бредил... об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? «Люба, поищи хорошенько, и сожги, все сожги». Не простил. Сам себе не простил… Похороны его 10 августа собрали невиданное множество людей. И гроб несли на руках, километров пять-шесть, до Смоленского кладбища: все это было странно – революция выкосила две трети дореволюционного населения. На Литературные мостки Волкова кладбища прах был перенесён в сентябре сорок четвёртого...
Официальная версия причины смерти поэта – цинга, голод и истощение… А неофициальная и, стало быть, настоящая – стало нечем дышать…и жизнь потеряла смысл. Первая книга называлась возвышенно и многообещающе: «Стихи о Прекрасной Даме»… «Безжеланная, тающая в светлых тонах поэзия, подобная истончившемуся восковому лицу над парчой погребальной, горящая как восковая свеча, загадочная, как вещий узор серого воску в чаше с водой…» Так отозвался Вячеслав Иванов о первой книге поэта, 130-летие со дня рождения которого, отмечается в нынешнем году, поэта, которого Даниил Андреев назовёт Вестником в «Розе Мира»… Поэта, без которого немыслима сегодня русская поэзия Серебряного Века. Имя ему – Александр Блок.
P.S. Мы рады были видеть всех, кто остановился с нами на несколько мгновений, чтобы услышать далёкий голос Поэта, чтобы послушать стихи его памяти и прочесть его незабываемые и такие близкие к нам, сегодняшним, строки. Прозвучали стихотворения А Блока в авторском исполнении ( запись). Марина Цветаева «Братья по вдохновению» - Александру Блоку – в исполнении актрисы Одесской Государственной филармонии, лауреата муниципальных премий им.К.Паустовского и И.Рядченко, мастера художественного слова Елены Кукловой. Из дневников Корнея Чуковского – о Блоке – Евгения Красноярова. Стихотворения А.Блока из разных книг и разных лет: Людмила Шарга, Семён Абрамович, Сергей Главацкий, Жанна Жарова. Творческая гостиная Diligans благодарит Леонида Яровенко и сотрудников литературного кафе «Мастер и Маргарита», всех, кто пришёл на декабрьскую, последнюю в году уходящем, встречу-остановку и не прощается с вами. До следующих встреч… До следующей остановки.
|