По следам Мастера
02.05.2011, 16:52


Говорить о Мастере всегда непросто.
Сами мастера о себе молчат - это одна из их отличительных черт, кстати...
Те, кто находится в поиске, возьмите себе на заметку.
О себе кричат разве что самые бесталанные подмастерья, а вот о мастерах вопят критики - это порода людей такая, не  статус, не должность  и даже, пардон, не образование.
Правда, вопят они всякую чушь, как правило, далеко не безобидную.
А лучше всего о Мастере говорят созданные им произведения.
Так что, самое время, дорогие мои, снять заветный томик с книжной полки и не обращая внимания на вопли особой породы людей, утонуть в первых строчках романа.
Но молчать не получается…

Цитирую:  « Главный эксперт по «настоящим украинским писателям» Владимир Яворивский, совмещающий председательство в Комитете по культуре и духовности Верховной Рады с руководством украинским Союзом писателей, писателю Михаилу Булгакову в почетном праве считаться украинским писателем резко отказал. Ведь у него свои критерии и по ним Михаилу

Булгакову до лауреата Шевченковской премии Василия Шкляра очень далеко. Владимир Яворивский потребовал
исключить из проекта решения фразу "украинский писатель Михаил
Булгаков".

Его поддержал депутат Николай Кульчинский, известный
 организацией фестивалей рок-музыки "Мазепа-Фест". Он отметил,
что Булгаков, как русский патриот, был русским националистом и напомнил, что Булгаков в "Белой гвардии" унижал украинцев.»

Но решение было всё же принято – без определения
принадлежности к великим украинским
писателям
– отметить юбилей просто
выдающегося
писателя Михаила Булгакова.

Не хочется больше об этом…

Осталось только вспомнить ма-а-а-люсенький эпизод из романа:  «…чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? - обратился Коровьев к Бегемоту.

- Пари держу, что не было, - ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу».

Итак, оставим всяческие споры о том, кто есть кто.
Сомневающимся (если ещё имеются таковые) предлагаю открыть любую страницу из его любого романа – дабы убедиться – он Мастер.

Ну а Diligans приглашает вас  на прогулку по страницам романов Мастера и по тем улицам, где ещё живы  молчаливые свидетели и участники событий, описанных в рассказах, повестях и романах Мастера.

Прогулка наша не претендует на оригинальность - её проводили сотни раз почитатели таланта Мастера, булгакововеды и любопытные туристы. Но на страницах нашего сайта такая прогулка состоится впервые.

Если у вас, дорогие друзья, есть какие-либо дополнения, замечания, интересные факты, фотографии связанные с булгаковскими местами - пожалуйста, поделитесь с нами.

Diligans заранее благодарен вам. Начнём, пожалуй...

Начнём с... с самого начала.

Было бы неправильным, говоря о булгаковских местах, ни слова
не сказать о том месте, где всё начиналось.

А начиналось всё в Киеве –  в городе, который был любим
Михаилом Афанасьевичем и воспет им в романе «Белая гвардия».

В этом же романе вы найдёте описание улицы и дома –
Алексеевский спуск, дом №13, в котором жила семья Турбиных…  В реальности же, спуск этот зовётся Андреевским. Именно здесь, в доме  № 13 жила семья  Михаила Афанасьевича Булгакова.

                АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК.
                                                         ДОМ ТУРБИНЫХ.



На этой улице находится множество старинных домов -
памятников архитектуры, к которым можно отнести и здание музея, построенное в
конце XIX века по проекту архитектора И. Горденина.

А «открыл» этот дом, писатель Виктор Платонович Некрасов,
который, как и Булгаков, родился в Киеве, в семье врача…

    « Моя тема -- география. Я горжусь (и удивляюсь только, что до меня никто
этого  не  сделал)  своим  открытием "дома Турбиных" и приглашаю  всех,  кто
посетит Киев, спуститься вниз по крутому Андреевскому спуску до дома No  13,
заглянуть  во  дворик  (слева, под  верандой,  прошу  обратить  внимание  на
лестницу,  это именно там у  бедного Василисы  по животу  прошел холодок при
виде  прекрасной  молочницы   Явдохи),  а  затем   подняться   назад,  через
"рыцарский"  дворик  Замка  Ричарда  Львиное  Сердце  пробраться  на  горку,
усесться  на краю  ее обрыва, закурить, если куришь, и полюбоваться Городом,
который так любил Булгаков, хотя никогда больше в него не возвращался.»
Виктор Некрасов 
Журнал "Новый Мир" No 8, 1967 год

Здесь можно прочесть полностью
http://www.speakrus.ru/articles/domturb.htm



 

В романе:

 Над двухэтажным домом N_13, постройки изумительной (на  улицу  квартира
Турбиных была во втором этаже, а в маленький, покатый, уютный дворик  -  в
первом), в саду, что лепился под крутейшей горой, все  ветки  на  деревьях
стали лапчаты и обвисли. Гору замело, засыпало  сарайчики  во  дворе  -  и
стала гигантская сахарная голова. Дом накрыло шапкой белого генерала, и  в
нижнем этаже  (на  улицу  -  первый,  во  двор  под  верандой  Турбиных  -
подвальный) засветился слабенькими  желтенькими  огнями  инженер  и  трус,
буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем -  сильно  и
весело загорелись турбинские окна.



И замечательным дополнением к нашей прогулке будет мелодия из любимого многими фильма-спектакля "Дни Турбиных".




А мы с вами отправляемся в Москву и оказываемся на.... Брянском вокзале
...


                                       БРЯНСКИЙ ВОКЗАЛ



В 1895 году началось сооружение Московско-Брянской железной
дороги. Ее строитель, инженер М. Григоровский, испросил разрешения у московских
властей воздвигнуть в Дорогомилове, на Красном лугу и Бережковских огородах,
Брянский вокзал. Открытие его состоялось 1 августа 1899 года. Внешне он мало
отличался от уже закрытого Нижегородского: одноэтажное «маловыразительное
деревянное здание длиной по фасаду 45 сажен (общая площадь – 200 сажен)».
Правда, в отличие от Нижегородского вокзала, было оно с двумя подъездами, а со
стороны полотна, во всю длину вокзала, тянулся крытый дебаркадер. Была и
вторая, открытая платформа; поезда отбывали и приходили с четырех путей.

Уже через десять лет деревянный Брянский вокзал перестал отвечать уровню возросших перевозок. В 1914 году он был снесен, и архитектор Иван Рерберг начал строительство нового монументального здания Брянского вокзала, который мы с 1934 года знаем как Киевский.

 В рассказах:

   Многие путешественники, отправляющиеся 
в Москву поездом, попадают на Киевский вокзал, который во времена
Булгакова, в начале прошлого века, — назывался Брянским.  На Брянский вокзал Булгаков не раз приезжал
из Киева. Описан он в «Записках на манжетах» (часть II), в очерках «Сорок
сороков», «Путевые заметки», «Бенефис лорда Керзона», упоминается в «Мастере и
Маргарите». Построен вокзал в стиле неоклассицизма в 1913‑1917 годах
архитектором И. Рербергом и инженером В. Шуховым. Окрестности вокзала также
обозначены в произведениях писателя: «Дорогомиловский, или Бородинский мост»
(«Сорок сороков»), Дорогомиловское кладбище («Мастер и Маргарита»).

Очерк «Бенефис лорда Керзона»:
 «Ровно в шесть утра поезд
вбежал под купол Брянского вокзала». В очерке «Сорок сороков» писатель
восклицает: «По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском
вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную
столицу», а в «Путевых заметках» так и вовсе признаётся в любви к Брянскому
вокзалу: «Новый Брянский вокзал грандиозен и чист, человеку, не ездившему никуда
в течение двух лет, всё в нём кажется сверхестественным. Уйма свободного места,
блестящие полы, носильщики, касса, возле которых нет остервеневших измученных
людей, рвущихся куда-то со стоном и руганью».





И прямо с вокзала мы отправляемся, куда бы вы думали?
Правильно. На Патриаршьи пруды...
Именно там всё начиналось весенним тёплым вечером...
"Никогда не разговаривайте с неизвестными..."

                                ПАТРИАРШЬИ ПРУДЫ



     Когда-то здесь располагалось Козье болото или в народе
Козиха. По имени болота получили свое название Большой и Малый Козихинский переулки. В конце XVII века это место своей резиденцией выбрал Патриарх Иоаким, и на месте болота появилась Патриаршая Слобода.
По одной из версий – слово «болото» употребляется как название места, где торговали битым скотом, привезенным из святительских патриарших вотчин. По другой версии здесь действительно была болотистая местность, и Козьим болото называлось потому, что находилось поблизости козьего двора. С козьего двора
шерсть отправлялась к царским и патриаршим резиденциям.
В XVII веке Патриаршие пруды содержались в чистоте. Но с годами их забросили и забыли. Только в 1812 году почистили и разбили сквер.

 В романе:

 «…Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что
очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер.

Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по
ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на
скамейках появилась Публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата,
кроме той, где были наши собеседники.

Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была
видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо
легче, и голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему.»




Ну, а теперь - на Садовую. Именно там находится квартира, снискавшая славу "нехорошей".

                                  НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА


 

Как вы помните из романа, Воланд поселился в квартире №50 в
доме «302-бис» по улице Садовой отправив Варенуху в Ялту. По мнению
исследователей, прообраз «нехорошей квартиры» находится именно на улице Большая Садовая, 10 в кв.50, и автор заселил туда нечистую силу неслучайно – в то время, когда писатель жил там, в квартире находилась коммуналка, жить в которой было сущим адом. Михаила Афанасьевича, который вместе со своей женой занимал одну из комнат 50-й квартиры, окружали настоящие пролетарии. Кругом хамство, ругань, «летали» пивные бутылки. Три года, по 1924 год, Булгаков с супругой
прожили в нечеловеческих условиях. Но он не отчаялся, вооружился пером, и как подобает настоящему писателю, многих своих соседей вывел, как литературных персонажей в своих произведениях.

 

В №13 Дом Эльпит-Рабкоммуна изображен этот же самый дом. До революции этот дом принадлежал «табачному королю» миллионеру И. Пигиту. Бывший «Дом Пигита» преобразовали в одну из первых в Москве
рабочих коммун, вследствие чего управление, а частично и обслуживание дома перешло в руки жильцов, теперь уже преимущественно пролетарского происхождения.

Сегодня в здании по улице Большой Садовой,10 находится
сразу два музея, посвященных творчеству М.А. Булгакова.

 В романе:

Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у
себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в
большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице.

Надо сказать, что квартира эта — № 50 — давно уже
пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два
года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де
Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти
сдавала жильцам: одному, фамилия которого была, кажется, Беломут, и другому — с
утраченной фамилией.

И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые
происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.

Однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал
в переднюю второго жильца (фамилия которого утратилась) и сказал, что того
просят на минутку зайти в отделение милиции в чем-то расписаться. Жилец
приказал Анфисе, преданной и давней домашней работнице Анны Францевны, сказать,
в случае если ему будут звонить, что он вернется через десять минут, и ушел
вместе с корректным милиционером в белых перчатках. Но не вернулся он не только
через десять минут, а вообще никогда не вернулся. Удивительнее всего то, что,
очевидно, с ним вместе исчез и милиционер.

Набожная, а откровеннее сказать — суеверная, Анфиса так
напрямик и заявила очень расстроенной Анне Францевне, что это колдовство и что
она прекрасно знает, кто утащил и жильца и милиционера, только к ночи не хочет
говорить.

Ну, а колдовству, как известно, стоит только начаться, а там
уж его ничем не остановишь. Второй жилец исчез, помнится, в понедельник, а в
среду как сквозь землю провалился Беломут, но, правда, при других
обстоятельствах. Утром за ним заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти его на
службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше не вернулась.

Горе и ужас мадам Беломут не поддаются описанию. Но, увы, и
то и другое было непродолжительно. В ту же ночь, вернувшись с Анфисой с дачи,
на которую Анна Францевна почему-то спешно поехала, она не застала уже
гражданки Беломут в квартире. Но этого мало: двери обеих комнат, которые
занимали супруги Беломут, оказались запечатанными!

Два дня прошли кое-как. На третий же день страдавшая все это
время бессонницей Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу... Нужно ли
говорить, что она не вернулась!

Оставшаяся одна Анфиса, наплакавшись вволю, легла спать во
втором часу ночи. Что с ней было дальше, неизвестно, но рассказывали жильцы
других квартир, что будто бы в № 50-м всю ночь слышались какие-то стуки и будто
бы до утра в окнах горел электрический свет. Утром выяснилось, что и Анфисы
нет!

Об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме
рассказывали всякие легенды, вроде того, например, что эта сухонькая и набожная
Анфиса будто бы носила на своей иссохшей груди в замшевом мешочке двадцать пять
крупных бриллиантов, принадлежащих Анне Францевне. Что будто бы в дровяном
сарае на той самой даче, куда спешно ездила Анна Францевна, обнаружились сами
собой какие-то несметные сокровища в виде тех же бриллиантов, а также золотых
денег царской чеканки... И прочее в этом же роде. Ну, чего не знаем, за то не
ручаемся.

Как бы то ни было, квартира простояла пустой и запечатанной
только неделю, а затем в нее вселились — покойный Берлиоз с супругой и этот
самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали
в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного
месяца пропали обе супруги. Но эти не бесследно. Про супругу Берлиоза
рассказывали, что будто бы ее видели в Харькове с каким-то балетмейстером, а
супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор
Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть ей комнату,
но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице...



А от "нехорошей квартирки" рукой подать до  Варьете. Да-да, того самого, где состоялся "сеанс чёрной магии с последующим её разоблачением"...

                                         ТЕАТР ВАРЬЕТЕ

 


                      Москва 1927 год. Триумфальная площадь.

Вы видите рядом с театром Омона (слева) – цирк братьев Никитиных ,частного заведения антрепренера 1910-х годов Акима Никитина. Построено оно было в 1911 году архитектором Нилусом. В современном облике здания Театр Сатиры «цирковое» происхождение  выдает только сохранившийся купол.  До революции здесь выступал театр «Летучая мышь», а после октябрьского переворота разместился первый советский мюзик-холл. Поэтому театр и послужил прообразом знаменитого
«Варьете», где Воланд давал свой единственный сеанс чёрной магии. Здание перенесло множество реконструкций, и много раз меняло свое название, а когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл позже здесь располагался театр Оперетты, а в 1924-м Театр Сатиры. В 1963 году здание подверглось капитальной реконструкции, и стало в большей степени походить на театр, чем на цирк. От старого здания остался только купол,
который с высоты птичьего полёта напоминает летающую тарелку. В 1977-м в театре была поставлена пьеса «Бег» по одноименному роману Булгакова. Интересно, что Театр Сатиры связан с судьбой Булгакова еще одной причудливой нитью. До переезда в это здание, театр ютился в Большом Гнездниковском переулке, 10. Так называемом доме Нирнзее, там же Булгаков познакомился со своей третьей женой – Еленой Сергеевной. Прямо во дворе Театра Сатиры разместился сад «Аквариум», где Варенуха по пути в НКВД забежал на минутку «по нужде» и  там повстречался с Бегемотом и Азазело.

В романе:

Большой кабинет во втором этаже театра двумя окнами выходил
на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным
столом, в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и
открытая эстрада. Убранство кабинета, помимо письменного стола, заключалось в
пачке старых афиш, висевших на стене, маленьком столике с графином воды, в
четырех креслах и в подставке в углу, на которой стоял запыленный давний макет
какого-то обозрения. Ну, само собой разумеется, что, кроме того, была в
кабинете небольших размеров потасканная, облупленная несгораемая касса, по
левую руку Римского, рядом с письменным столом.




Ещё одно здание, великолепно сохранившееся...

Впрочем, о нём и сегодня не утихают споры.

Мы с вами не станем спорить, просто подойдём поближе к решётке...

Да, вы не ошиблись, это и есть тот самый дом, где жила Маргарита.


                               ОСОБНЯК МАРГАРИТЫ



Особняк Морозова, находящийся на Спиридоновке 17 один из
двух основных претендентов на право называться домом булгаковской Маргариты.
Несмотря на то, что расположение постройки мало совпадает с описанием дома, данным автором, скорее всего, Михаил Афанасьевич, соединил описания нескольких зданий в одно, упомянутое в произведении.

Именно из широких окон второго этажа по мнению исследователей Маргарита
вылетела на щетке на бал Воланда.

После смерти мужа Саввы Морозова, его жена Зинаида продала
особняк Рябушинским. Она говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме, и что по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка. Где точно находился особняк, в котором проживала Маргарита, неизвестно, на данную роль претендуют около пяти строений.
Многие исследователи считают, что именно это здание фигурирует в романе.

Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). В 1893 году Шехтель получил заказ от Саввы Морозова на постройку
дома. Предполагалось, что сам Морозов здесь будет наездами и ему необходим только кабинет и бильярдная. Шехтель должен был создать здание необычное, соединяющие уют жилого дома и величие дворца. Вскоре на тихой Спиридоновке выросло сооружение, построенное в новом стиле, поражающие взгляд благородством линий, спокойствием и совершенством пропорций.  «Московское чудо» – так называли его в те годы.

Район, где расположена улица Спиридоновка, до середины XVI века был сельской местностью, к северо-западу от которой лежали обширные поля. В начале XVII века здесь появляются городские постройки; на одной из сторон нынешней улицы была построена каменная церковь Спиридона-чудотворца ( не сохранилась). По имени церкви и улицу стали называть Спиридоновкой, как это было принято тогда  в Москве.


В романе:

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной,
вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе
такую любовь!

Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в
больнице в тот час, когда ночь переваливалась через полночь, что она позабыла
его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла.

Прежде всего откроем тайну, которой мастер не пожелал
открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритой Николаевной. Все, что
мастер говорил о ней бедному поэту, было сущей правдой. Он описал свою
возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно — с
уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за
то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная
тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же
сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод,
красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем
вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ
Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает
направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу
— особняк цел еще до сих пор.


Помните, куда отправилась Маргарита, едва только обрела свободу?

На реку - купаться.

А по дороге она увидела вот этот самый дом...

                                       ДОМ ДРАМЛИТА

 

Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита. ..

Дом № 6 на улице Вахтангова не восьмиэтажный, и фасад его не блещет черным мрамором, но все же именно это здание было построено в 30-х годах для деятелей искусства. Есть, правда, и другой дом - почти точная копия булгаковского. И фасад отделан черным полированным камнем, и квартира 84, с которой Маргарита начала погром, расположена в восьмиэтажном его крыле, и даже расположение других квартир совпадает, и главное - это писательский дом. Его адрес: Лаврушинский переулок, 17 Взять да и постучаться в двери 84-й квартиры?
  Давно известно, что прототипом ее хозяина, Латунского, был критик Литовский.

В романе:

Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного,
видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз, и, приземлившись,
увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за
стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над
дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»

Венчающая список надпись "Дом драматурга и  литератора" заставила  Маргариту
испустить  хищный задушенный вопль. Поднявшись в  воздух повыше,  она  жадно
начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский...
     -- Латунский! -- завизжала Маргарита. -- Латунский!  Да ведь это же он!
Это он погубил мастера.

Маргарита, разгромив квартиру критика, улетела на реку.
 А наша прогулка по следам Мастера продолжается...
http://diligans.ucoz.ru/load/po_sledam_mastera/8-1-0-210

Категория: Остановки DILIGANS | Добавил: diligans
Просмотров: 1233 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]