Спешу на вечер «По следу мастера…», на часах уже двадцать ноль ноль.
Боюсь споткнуться об декор, упавший с великого балкона дома
Маврокордато. В бликах солнечных, потрепанного асфальта, дышит, мерцает,
шевелиться теплая тень кроны слоновых платанов. Вот и «Два Карла» и
рядом дом с лестницей в подвал арт-кафе «Шкаф».
На вратах-дверях красная афиша Булгаковского вечера с анонсом:
«Дом Турбиных
Брянский вокзал
Патриаршие пруды
Трамвай маршрута «А»…»
Поражает второй налево от входа подземный, шикарно-широкий
«андерграундный» арочный зал. Вместо столов огромные кабельные катушки с
обгоревшими листами рукописей (копий) и лепестками роз. Среди зрителей
вижу двух своих дочерей. Открывает и ведёт вечер, председатель ЮРСП,
Сергей Главацкий, с новой причёской, взявший на себя миссию
звукорежиссера, всю техническо-визуальную поддержку вечера, на большом
экране. Прогулка по местам жизни Михаила Афанасьевича в Киеве, Москве.
На сцене, у рампы: литературные артефакты, репродукции, самодельная
книга «Мастер и Маргарита». Я как зачарованный слушаю Евгению
Красноярову и Анатолия Стефанчука, Людмилу Шарга и Семёна Абрамовича.
Замечательно подобраны и музыкальное сопровождение вечера и фото 20-х,
30-х годов. Вечер, безусловно, проходит удачно. И это не только
литературная лекция. В Одессу, благодаря новаторству ЮРСП, на моих
глазах возвращается, утраченное во многом, искусство чтецов! А говорят,
что поэты любят читать только себя и читают стихи монотонно. А вот и
неправда. С большим талантом читают одесские поэты прозу Михаила
Афанасьевича. Как не вспомнить тут 60-е и 70-е годы, когда в Одессу с
великим искусством художественного слова приезжал и выступал чтец
Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Вячеслав Сомов. Дмитрий Журавлев в
статье «Об искусстве чтеца» писал – « что самой природой в человеке
заложено стремление и даже пристрастие к перевоплощению и
рассказыванию».
После вечера, посвящённому Н.С.Гумилеву и нынешнего, посвященного
120-летию со дня рождения М.А.Булгакова, и для организаторов и для
зрителей-слушателей становится ясно, что такие вечера должны и обязаны
иметь продолжение. Важно, когда публика и, прежде всего, молодежь живет в
стремлении к литературному общению друг с другом, когда могут вместе
разделить и горе и радость.
В конце 80-х все в восторге от «возвращенных страниц» – возвращенных
имен, в 90-м году мы, наконец, дождались полного издания «Мастера и
Маргариты» М.А. Булгакова. Девяностые и нулевые годы стали очень плотной
материей, но, увы, не всегда и, конечно, не для всех – духом!
От себя и своих дочерей спасибо за талантливый вечер!
Одесса, 13 июня.
Олег Полищук, фотохудожник,
Международная федерация журналистов.
г. Москва
|